logo
Методический комплекс новый

13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод

Метод научного исследования, опирающийся на выведение следствий из посылок, истинностное значение которых неиз­вестно, называется гипотетико-дедуктивным. Использование этого метода подразделяется на три этапа:

1) выдвижение неко­торой гипотезы (т.е. предположения о закономерности в иссле­дуемой предметной области или существовании некоторого объекта);

2) выведение следствий из этой гипотезы;

3) проверка полученных следствий с точки зрения их истинности или лож­ности. Если какие-либо следствия оказываются ложными, то исходные гипотезы либо отбрасываются, либо подвергаются корректировке. Истинность следствий является необходимым, но не достаточным условием истинности соответствующих ги­потез.

При истинности следствий обоснование истинности гипоте­зы может осуществляться либо путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена, либо пу­тем опровержения всех альтернативных гипотез, либо путем прямой опытной проверки на эмпирическом уровне познания.

В процессе научного исследования наиболее трудным и цен­ным в творческом отношении является первый этап примене­ния гипотетико-дедуктивного метода — когда выдвигается ис­ходная гипотеза. Ориентиром выдвижения выступает решаемая проблема, а также весь ход развития научного знания, форми­рующего посылки для недедуктивных рассуждений — аналогии, абдукции, индукции.

Второй и третий этапы более просты. На втором использу­ются правила дедуктивного вывода, имеющие репродуктивный характер. На третьем выведенные следствия и ранее известные положения подвергаются процедуре сравнения.

В научном познании первые попытки применения гипотети­ко-дедуктивного метода были сделаны в механике, в частности в исследованиях Галилея. Пример — уже рассматривавшиеся нами его рассуждения относительно гипотезы Аристотеля о зави­симости скорости тела от воздействующей на него силы, в част­ности веса. Допустив, что Аристотель прав и тяжелые тела падают быстрее, чем легкие, Галилей пришел к двум противоречащим друг другу утверждениям о скорости системы двух тел (камня и птичьего пера): с одной стороны, она должна быть промежу­точной между скоростью камня и птичьего пера, а с другой — больше скорости камня. Эти утверждения не могут быть истин­ными вместе, одно из них ложно. Поскольку ложное высказыва­ние выводится только из ложной посылки, то таким образом Га­лилей доказал ложность гипотезы Аристотеля.

Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы. На первом этапе здесь высту­пает некоторое математическое уравнение, представляющее мо­дификацию ранее известных и проверенных соотношений.

Добавим, что вопрос о взаимоотношении гипотетико-дедуктивного и аксиоматического методов не является однозначно решенным; иногда высказываются о возможности считать один из них частным случаем дру­гого. Но большинство логиков и методологов, все же, рассматривают гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы как самостоятельные структуры.

Итак, гипотетико-дедуктивный метод представляет собой систему ме­тодологических предписаний. Их суть сводится к тому, что научное зна­ние должно представлять собой логически организованную совокупность предположений, которые согласуются с эмпирическим базисом: предпо­ложения хорошо подтверждены фактами и имеют по отношению к ним достаточную объяснительную силу, т.к. фактуальные суждения являются логическим следствием из этих предположений.

Кроме того, весьма привлекательно представить гипотетико-дедук­тивный метод как теоретико-методологическую модель научного позна­ния вообще. Согласно этой точке зрения научное познание как таковое (по крайней мере, все естествознание) может быть сведено при доста­точно удовлетворительном приближении к гипотетико-дедуктивному процессу.