logo
Методический комплекс новый

Функции и роль философии в научном познании

Несмотря на то, что сейчас наука и академическая философия отделены друг от друга, на самом деле вся научная деятельность насыщена философскими принципами и предположениями.

Философские концепции, предлагаемые мыслителями, представляют собой абстрактные теорети­ческие конструкции с внутренней взаимосвязью элементов и с собственной базой аргументации. Построение философской теории — это систематиче­ское и последовательное развертывание какого-то первоначального допуще­ния, исходной интуиции, взгляда на мир. С другой стороны, философские конструкции никогда не принимаются философским сообществом на веру, без строгой оценки. Они подлежат рациональному обсуждению и должны выдержать концептуальную критику. В мировой философской и методологической литературе философ­ские компоненты научной деятельности принято называть метафизическими как учения о наиболее общих, абстрактных свойствах существующего вообще, о предельных началах бытия и познания.

В первой половине XX в. в философии науки преобладала тенденция враждебного отношения к традиционной метафизике, т.е. антиметафи­зические настроения, сформировавшаяся под влиянием позитивизма — философского учения, парадоксально направленного про­тив самой же философии. Позитивизм провозглашал науку самодостаточным видом человеческой деятельности, а метафизику — собранием бес­смысленных утверждений и антинаучных заблуждений. Однако позже исследова­телями были обнаружены весьма полезная роль метафизики в науке. Начиная с этого периода (который в философии науки связан со становлением постпозитивизма) отношение к метафи­зике стало более уважительным и терпимым.

К основным функ­циям философии в научном познании относятся:

  1. критическая;

  2. предпосылочная

  3. обобщающе-экстраполирующая;

  4. эвристическая;

  5. ценностно-этическая;

  6. интерпретирующе-коммуникативная;

  7. проясняющая;

  8. направляющая

1. Критическая. Это, пожалуй, наиболее яркая, наиболее заметная функция философии. В тех ситуациях, когда ученый производит пере­смотр сложившихся представлений, переосмысливает сами устоявшиеся научные понятия и общепризнанные способы мышления, он занимается именно философской деятельностью. Подвергнуть сомнению самое, казалось бы, привычное и отправиться в свободный ин­теллектуальный поиск — это и есть философия в действии.

Значение критической функции философии резко возраста­ет в периоды научных революций. Если. во время относительно спокойного развития науки, когда преобладают процессы устойчивого накопления знаний кажется совершенно автономной по отношению к философии, в период смены научных представлений роль философии в области осно­ваний науки становится весьма важной, иногда даже решающей.

2. Предпосылочная. Научная деятельность пронизана понятиями, перво­начально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Это, например, такие фундаментальные, логико-методологические понятия, как причинность, взаимосвязь, отношение, сущность, элемент и многие дру­гие. Философия обеспечивает научное познание базовыми интеллектуаль­ными инструментами. Это понятийная, или категориальная, поддержка науки. Кроме того, философия обеспечивает науку и определенными содержательными представлениями, исходными тезисами.

Вообще для обозначения совокупности начальных допущений и предпо­сылок используют специальный термин «предпосылочное знание». К предпосылочному знанию относятся общие представления об объективной ре­альности и методологические принципы. Без предпосылочного знания невозможно выполнить даже относительно простые научные процедуры.

Философские установки обеспечивают основу для качественной оценки проводимых научных исследований: значимости полученного материала, общей метафизической «привлекательности» выдвигаемых гипотез и т.п.

3. Обобщающе-экстраполирующая. Эту функцию можно считать част­ным случаем предыдущей.

Установка на выдвижение общих принципов, далеко выходящих за пределы наличного опыта, была выработана в традиционной философии. Ученые привыкли использовать эту установку почти не задумываясь. Ученый в своих выводах постоянно выходит за рамки полученного эмпи­рического материала.

4. Эвристическая. Философия является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого.

Выдвижение плодотворных идей и придание им важного культурного смысла является одной из основных функций философии вообще. Главнейшей функцией философии как специфической формы человеческого знания, культуры является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобще значимых идей.

Кроме того, философия оказывает серьезную помощь развитию науки, давая единое понимание различных методологических принципов и подхо­дов, которые приложимы к разнообразным областям познания. Одной из основных задач философии в области специальных наук как раз является перенесение новой методологии, полученной в одних науках, в другие научные дисциплины.

5. Ценностно-этическая. В более широком контексте проблема взаимоотношения знания и ценности намного сложнее. На самом деле, научное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной включенности ученого в область исследовательской деятельности: так, для занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради которых стоит тратить время собственной жизни.

По роду своей деятельности ученые ока­зываются вовлеченными в сложный контекст социальной ответственности. Сказанное означает, что научная деятельность пронизана многообраз­ными ценностными отношениями. Но ценностные отношения как таковые находятся опять же в русле общих метафизических представлений о добре и зле, о допустимом и неприемлемом, о непреходящем и суетном. Обсуж­дая все эти вопросы, мы оказываемся в сфере философствования.

6. Интерпретирующе - коммуникативная. В наш век узкой специализации взаимонепонимания философия может выступать и действитель­но выступает средством общения для различных областей знания:

  1. философия оказывается посредником для ученых смежных или более отдаленных специальностей, решающих проблему, общую для их обла­стей деятельности, наладить полноценное междисциплинарное общение;

  2. она позволяет преодолеть разрыв таких существенно различных науч­ных областей, как естествознание и гуманитарная наука;

  3. общение ученых и представителей других сфер деятельности тоже осу­ществляется «на территории» философии (хотя чаще непрофессиональ­ной); общение ученых и деятелей искусства, ученых и прессы, а также современные социально-политические и этические дискуссии о науке тоже проходят именно в поле общефилософской аргументации, свободного концептуального диалога.

7. Проясняющая. Сегодня становится весьма актуальней задача понять саму научную деятельность, ведь наука становится все более разветвленной, дифференцированной, перегруженной фактической информацией. Иногда легче самому поставить эксперимент, чем найти нужные данные о его выполнении другими учеными, об иных его версиях.

Понимать, что же действительно происходит в данной конкретной области, группе наук, современной науке в целом, задача философская в широком смысле слова.

8. Направляющая. B науке мы занимаемся преимущественно теми проблемами, которые важны и инте­ресны именно с метафизической точки зрения и которые могут подтвер­дить и систематически развернуть фундаментальные метафизические идеи о структуре и основаниях мироздания. Это означает, что метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, сти­мулируя научный интерес. Метафизика не просто помогает науке в ее само­стоятельном поиске, но она «ведет» за собой науку в общей исследователь­ской стратегии.

Таким образом, философское знание выступает предпосыл­кой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории; экстраполирует полученные данные и обобщает их до уровня фундаментальных научных принципов; интерпретирует научные резуль­таты и опосредует диалог различных областей знания; выступает важным эвристическим средством; служит инструментом критики в период ста­новления новых научных представлений; становится непосредственной движущей силой научных революций, меняя глобальные представления о миропорядке; направляет научный поиск и формирует фундаментальный интерес ученых к решению важнейших метафизических проблем; осмыс­ливает общие ориентиры ценностных отношений, связанных с научной дея­тельностью; проясняет основания и содержание научного знания, спо­собствуя самопониманию науки. Это разнообразие функций показывает, что научная деятельность от начала и до конца пронизана философским содержанием. Указанные функции пересекаются друг с другом, образуя единую «равнодействующую» присутствия метафизики в научном позна­нии. Обобщая значение философии для науки, можно сказать, что роль философии в науке, прежде всего, мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологи­ческий базис, необходимый для исследовательской деятельности.