logo
Методический комплекс новый

28.2. Современная наука и религиозная идея

Что касается настроения современных ученых в отношении религии, то они тоже весьма различны. Впрочем, наблюдается некая закономер­ность, согласно которой представители более созерцательных разделов науки (прежде всего физики-теоретики) более склонны к религиозным настроениям, чём ученые-практики (скажем, представители технических или медицинских наук). Тем не менее после длительного расцвета просве­щенческой идеологии сегодня наблюдаются признаки некоторого измене­ния мировоззренческих тенденций.

Многие ученые ныне с готовностью откликаются на различные гипоте­зы и идеи, явно вовлекающие в обсуждение религиозных тем. Например, оживленные дискуссии в свое время вызвал т.н. антропный принцип (Дж. Бар­роу, Ф. Типлера в «Антропном космологическмом принципе» (1986).

Согласно этому принципу (в различных версиях) архитектоника мира да­леко не случайна; значения фундаментальных констант как бы подогнаны друг к другу самым тщательным образом, так, чтобы стала возможной жизнь и в конечном счете существование человека. Иными словами, струк­тура мироздания оказывается центрированной на человеке, продумана настолько, чтобы обеспечить для него условия существования. Этот аргумент привлекателен для тех, кто видит в нем свидетельство (или даже научное доказательство) наличия божественного разума. Но обсуждение антропного принципа показало, что проблема здесь вновь упирается в не­однозначность интерпретации, т.к. этот же факт можно толковать и по-дру­гому — как доказательство потенциала самоорганизации природы, наличия в ней эффективных механизмов саморегуляции и креативности. Как тракто­вать одни и те же явления, зависит от личной позиции ученого.

Вообще в последние десятилетия заметно возросло количество книг и статей, написанных учеными на религиозные и метафизические темы. В них проводятся параллели между современной наукой и учениями Востока, древней философией, мистическими концеп­циями и т.п. Существует обширный фонд литературы, критикующей карте­зианский механицизм и прочие установки традиционной науки, пытающий­ся выйти к некоему холистическому мировоззрению, совмещающему научное и вненаучное (религиозное, мифологическое, паранаучное) знание. Это показывает, что многие ученые и философы сегодня пытаются найти да­леко идущий новый синтез философии, науки и религии. Причина таких настроений коренится в известной однобокости науки, в ее мировоззренче­ской незавершенности. Научное устремление требует для своей полноты какой-то высшей, ведущей идеи, которую сама наука сформировать не может. Назревшая и обсуждаемая сегодня потребность науки в новом миро­воззренческом синтезе указывает на то, что научному познанию нужна высокая метафизика, прежде всего религиозная идея.