logo
Методический комплекс новый

29.2. Исторические разновидности познавательных проектов

В разные эпохи, в разных культурных условиях наука оказывается раз­ной, Можем ли мы считать, что со времен Античности существует одна и только одна наука? Ранее говорилось о сложности проблемы преем­ственности и единства научного познания. Вопросы о количестве науч­ных революций, о существовании качественно различных типов науки весьма дискуссионны. Чтобы не затрагивать их здесь, выйдем в несколько другой план обсуждения. Он состоит в том, что обнаружение чего-либо инвариантного в науке является менее существенным с точки зрения того, как интерпретируется это инвариантное, чему оно служит, какой проект оно реализует. Например, вполне можно считать нацеленность на истину фундаментальным инвариантным смыслом науки. Тогда, действительно, можно полагать, что через все века просуществовал единый проект науки, ведь нацеленность на истину осталась неизменной на протяжении многове­ковой истории науки. Однако где искать эту истину, какими средствами и методами, с какой целью, в чем будет состоять идеал самой достигнутой истины — все это определяется общим социокультурным контекстом, ис­ходными мировоззренческими идеями. Таким образом, в рамках единого проекта возможны различные замыслы, различные культурные цели. В ито­ге оказывается, что разные исторические эпохи разворачивают и реализуют в меру своих возможностей разные познавательные проекты.

Своеобразие познавательных проектов надо видеть в их единстве с ду­ховными ориентирами культурных эпох. Так, античная философия и наука были связаны с рационально-созерцательным проектом. Идеал исти­ны понимался как соответствие человека Космосу, его совершенному миропорядку. Достижение истины должно было привести к гармонии. В социально-политическом плане образцом такой формы жизни служил маленький демократический город-полис. В поздней Античности идеалом стало достижение внутреннего равновесия человека. Рациональный проект античной культуры обладал этическим (потребностью социальной практи­ки, самовоспитания) и эстетическим (созерцание красоты) зарядом.

Средневековая культура — устремленность к божественному, к выс­шему. Культурная идея Средневековья выстраивалась в теоцентристской перспективе. Поэтому наука и все другие сферы человеческой жизни были подчинены религиозным целям.

Ренессанс — это идея совершенства, самораскрытия жизненных форм, достигаемая на путях художественно-эстетического творчества. Истина и прекрасное, познание и искусство стремились тогда к единому целому.

Но в чем состоит современный (примерно с начала Нового времени) культурный проект? Выяснению его основополагающих черт сегодня посвя­щена обширная литература. Он получил различные названия. По-видимому, все исследователи сходятся на том, что одним из его главных атрибутов яв­ляется стремление к господству над природой, к покорению природных сил, к управлению социальными и естественными процессами. Укажем на некоторые концепции, анализирующие современный культурно-цивилизационный проект.