logo
Методический комплекс новый

22.1. Особенности и тенденции современной науки

Развитие науки является частью общей динамики современных цивилизационных процессов. Мир становится единым, более унифицирован­ным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации сегодня все чаще называют глобализацией. Для современного цивилизационного пространства характерны сложные, тесно переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества, массив­ные процессы общепланетарного значения, многоступенные каскады реакций, сопровождающих то или иное мировое событие.

Современная наука тоже изменяется в сторону колоссального усложне­ния, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала. Сего­дня изменяется и сама профессия ученого, его образ жизни, и. действий.

Среди главных тенденций современной науки чаще всего называют следующие:

  1. интеграцию;

  2. дифференциацию;

  3. математизацию;

  4. индустриализацию;

  5. информатизацию.

В этом комплексе важных тенденций новейшего времени различимы как положительные, так и отрицательные стороны.

Интеграция науки. Под интеграцией понимают тенденцию объедине­ния научного знания. Наука, как и другие социальные сферы, тоже глоба­лизируется. Стираются границы между прежде совершенно различными дисциплинами. Это проявляется в различных формах.

Важнейшую роль играют процессы взаимодействия научных областей. Современная наука богата различными плодотворными меж­дисциплинарными связями, которые связывают направления, ранее раз­вивавшиеся отдельно, — математику и лингвистику, физику и химию, математику и экономику и т.п. Науки сходятся на едином изучаемом объекте, на той или иной комплексной проблеме, обеспечивают одна другую методологической базой, оказывают друг на друга эвристическое, стимулирующее воздействие.

Проявлением интеграции является, кроме того, отчетливое стремле­ние унификации понятийного аппарата науки. В связи с этим в нашей философско-методологической литературе прошлых десятилетий активно обсуж­дался вопрос о т.н. общенаучных понятиях, примерами которых являются система, структура, энтропия, вероятность, алгоритм, информация.

Ярким выражением интегративной тенденции является то, что на фоне общего массива наук периодически возникают и выдвигаются на роль объединяющего центра определенные интегративные науки, в ко­торых производятся широкие и перспективные обобщения. Примерами таких наук и научных подходов могут служить кибернетика, общая тео­рия систем, семиотика, теория информации, синергетика. Видимо, тяга к единству научного знания столь сильна, что возникновение подобных интегрирующих направлений всегда вызывает оптимизм ученых и фило­софов и сопровождается несколько завышенными ожиданиями.

Дифференциация науки. Это противоположно направленная тенден­ция дробления научных областей. Ко второй половине XX в. возникла масса тонких подразделений внутри наук (например, в физике: физика плазмы, физика твердого тела, механика сплошных сред и т.д.). Внутри наук нарастает специализация, приводящая к тому, что традиционно сло­жившаяся наука рассыпается на массу узких областей с собственной усложненной терминологией и проблематикой, отделенных друг от друга профессионально-институциональными заслонами. Так, в наше время в одной только геологии насчитывается не менее 80 дисциплин! Все это вызвано объективным требованием концентрации усилий ученых на то­чечных участках, и, конечно, это в значительной мере повышает эффек­тивность научного поиска. Действительно, сегодня мы видим продолжаю­щийся прирост специальных знаний. Но существуют и отрицательные следствия — утрата стратегического видения научного продвижения, за­труднение взаимопонимания ученых, нарастание потерь информации (фе­номены пересечения одних и техже результатов в разных направлениях, невостребованность узких знаний высокоспециализированных научных областей). Сегодня многие исследователи высказывают свои опасения по поводу того, что дифференциация в ряде научных областей явно преобладает над интеграцией.

Математизация. Это одна из центральных тенденций современной науки, набравшая особую интенсивность во второй половине XX в.

Математизация — это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания. Общеизвестна огромная роль точ­ных методов, математического моделирования, вычислительных экспе­риментов. Помимо естественных наук, которые существенно связаны с математикой, явление математизации коснулось и гуманитарных наук — истории, социологии, лингвистики и др. Интересные перспективы внедре­ния математики в гуманитарное знание связаны с разработкой новых неколичественных подходов в ряде математических направлений — теории множеств, топологии, теории графов и других, позволивших подойти к бо­лее точному изучению качественных аспектов и соотношений. Более общей стратегией, заключающейся в том, что научная проблема перево­дится на уточненный искусственный язык, является формализация. Общий принцип формализационных подходов был разработан в матема­тической логике. Формализация является также одним из опорных мо­ментов тенденции информатизации, о которой речь пойдет чуть ниже.

Заметим, однако, что к концу XXв. стала заметна некоторая утрата опти­мизма в отношении возможностей математизации. Критики наряду с признанием несомненных достоинств математизации в большинстве ее разновидностей тем не менее указывают, что существует ряд серьезных ограничений в ис­пользовании математических методов. Так, часто затруднен процесс интерпретации и экстраполяции полученных результатов; слабо осуществляется взаимопонимание разработчиков моделей — математиков и нематематиков; существуют серьезные вычислительные трудности; перевод проблем на язык чисел «размывает» содержательную основу принятия решений. В ряде об­ластей не оправдались надежды на конструирование имитирующих техниче­ских систем, способных конкурировать с профессиональной деятельностью человека. Не совсем оправдали себя и математические подходы в гуманитарном регионе. Все это говорит о том, что математика, конечно, имеет границы своих приложений. Сегодня более четко осознается то, что матема­тизация науки не является самооправдывающимся предприятием, не может служить способом автоматического решения научных проблем. Видимо, новые перспективы науки будут связаны с более взвешенным подходом, с умелым сочетанием количественных и качественных методов. Иными сло­вами, новые достижения науки будут зависеть от наращивания содержа­тельной рациональности.

Индустриализация. Связи науки и техники приводят к взаимопро­никновению этих областей науки в технологию и технологии в науку. Сегодня наука опирается на мощную индустриальную базу. Для прове­дения экспериментов, наблюдений, исследований моделей теперь часто требуются колоссальные специализированные установки и коллективы обслуживающего персонала.

Разумеется, эта тенденция также имеет не только положительные сторо­ны. Скажем, в гуманитарных науках привычка организовывать исследова­тельский проект масштабно, на основе солидного финансирования приво­дит, как отмечают некоторые критики, к снижению собственно креативной составляющей поиска; в некотором смысле здесь организационная практика начинает доминировать над собственно познавательной. Поэтому нередко широкомасштабные, технически оснащенные и дорогие программы исследо­ваний приводят парадоксальным образом к скудным научным результатам.

Информатизация. Информатика группа дисциплин, занимающихся изучением и совершенствованием информационных процессов и обслужи­вающих их технических систем. Информатизация — это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствова­ние во всех важнейших областях человеческой деятельности — науке, управ­лении, образовании, производстве и т.п. Как известно, главными событиями информатизации явились микропроцессорная революция 70-х гг. XX в., разработка стандартной модели ЮМ PC с открытой архитектурой в начале 1980-х гг. и становление доступной для массового потребителя гло­бальной компьютерной сети Интернет в 1990-е гг. Информатизацию науки можно считать специальным случаем ее общей индустриализации. Сегод­ня компьютер является необходимым инструментом.в любых областях на­уки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментиро­вания, теоретический анализ, предоставление результатов, научную ком­муникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.

Однако, говоря об общеизвестных достоинствах компьютеризации, сле­дует отметить и ряд негативных моментов. Успехи информатизации заста­вили человека слишком доверять машине. Возникает тенденция трактовки тех или иных ситуаций (управленческих, познавательных и т.п.) в терминах компьютерных возможностей, т.е. ориентация на то, как эта ситуация будет проанализирована машинным способом; принятие решения в этом случае прямо связывается с тем горизонтом, который охватывается ком­пьютерными технологиями. Кроме того, ситуация в ряде областей челове­ческой деятельности показывает, что, к сожалению, в них наметилась опреде­ленная тенденция снижения собственного профессионализма пользователей информационных систем: человек перестает проявлять инициативу в обуче­нии, анализе обстановки, принятии решений. Между тем всегда существу­ют нестандартные ситуации, которые не могут быть предусмотрены в прог­рамме. Критики отмечают, что в ряде крупных аварий и катастроф последнего времени сыграла свою роль и повышенная вера в машину, утрата личной инициативы и ответственности. Общая ориентация на технические системы и подходы, связанная с компьютеризацией науч­ных исследований, ведет к унифицированности, обезличенности исследовательского мышления, способствует формализаторскому крену. При этом снижается уровень качественного, собственно человеческого ви­дения проблемы (ценностно-ориентированного, смыслового, неформаль­ного), что особенно неоправданно в социально значимых областях — меди­цине и здравоохранении, экономике, педагогике, политике и др. В итоге забывается, что машина является лишь вспомогательным средством чело­веческой деятельности и что единственным (и никем не заменимым) субъек­том познавательной деятельности и принятия решений является человек.