22.1. Особенности и тенденции современной науки
Развитие науки является частью общей динамики современных цивилизационных процессов. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации сегодня все чаще называют глобализацией. Для современного цивилизационного пространства характерны сложные, тесно переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества, массивные процессы общепланетарного значения, многоступенные каскады реакций, сопровождающих то или иное мировое событие.
Современная наука тоже изменяется в сторону колоссального усложнения, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала. Сегодня изменяется и сама профессия ученого, его образ жизни, и. действий.
Среди главных тенденций современной науки чаще всего называют следующие:
интеграцию;
дифференциацию;
математизацию;
индустриализацию;
информатизацию.
В этом комплексе важных тенденций новейшего времени различимы как положительные, так и отрицательные стороны.
Интеграция науки. Под интеграцией понимают тенденцию объединения научного знания. Наука, как и другие социальные сферы, тоже глобализируется. Стираются границы между прежде совершенно различными дисциплинами. Это проявляется в различных формах.
Важнейшую роль играют процессы взаимодействия научных областей. Современная наука богата различными плодотворными междисциплинарными связями, которые связывают направления, ранее развивавшиеся отдельно, — математику и лингвистику, физику и химию, математику и экономику и т.п. Науки сходятся на едином изучаемом объекте, на той или иной комплексной проблеме, обеспечивают одна другую методологической базой, оказывают друг на друга эвристическое, стимулирующее воздействие.
Проявлением интеграции является, кроме того, отчетливое стремление унификации понятийного аппарата науки. В связи с этим в нашей философско-методологической литературе прошлых десятилетий активно обсуждался вопрос о т.н. общенаучных понятиях, примерами которых являются система, структура, энтропия, вероятность, алгоритм, информация.
Ярким выражением интегративной тенденции является то, что на фоне общего массива наук периодически возникают и выдвигаются на роль объединяющего центра определенные интегративные науки, в которых производятся широкие и перспективные обобщения. Примерами таких наук и научных подходов могут служить кибернетика, общая теория систем, семиотика, теория информации, синергетика. Видимо, тяга к единству научного знания столь сильна, что возникновение подобных интегрирующих направлений всегда вызывает оптимизм ученых и философов и сопровождается несколько завышенными ожиданиями.
Дифференциация науки. Это противоположно направленная тенденция дробления научных областей. Ко второй половине XX в. возникла масса тонких подразделений внутри наук (например, в физике: физика плазмы, физика твердого тела, механика сплошных сред и т.д.). Внутри наук нарастает специализация, приводящая к тому, что традиционно сложившаяся наука рассыпается на массу узких областей с собственной усложненной терминологией и проблематикой, отделенных друг от друга профессионально-институциональными заслонами. Так, в наше время в одной только геологии насчитывается не менее 80 дисциплин! Все это вызвано объективным требованием концентрации усилий ученых на точечных участках, и, конечно, это в значительной мере повышает эффективность научного поиска. Действительно, сегодня мы видим продолжающийся прирост специальных знаний. Но существуют и отрицательные следствия — утрата стратегического видения научного продвижения, затруднение взаимопонимания ученых, нарастание потерь информации (феномены пересечения одних и техже результатов в разных направлениях, невостребованность узких знаний высокоспециализированных научных областей). Сегодня многие исследователи высказывают свои опасения по поводу того, что дифференциация в ряде научных областей явно преобладает над интеграцией.
Математизация. Это одна из центральных тенденций современной науки, набравшая особую интенсивность во второй половине XX в.
Математизация — это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания. Общеизвестна огромная роль точных методов, математического моделирования, вычислительных экспериментов. Помимо естественных наук, которые существенно связаны с математикой, явление математизации коснулось и гуманитарных наук — истории, социологии, лингвистики и др. Интересные перспективы внедрения математики в гуманитарное знание связаны с разработкой новых неколичественных подходов в ряде математических направлений — теории множеств, топологии, теории графов и других, позволивших подойти к более точному изучению качественных аспектов и соотношений. Более общей стратегией, заключающейся в том, что научная проблема переводится на уточненный искусственный язык, является формализация. Общий принцип формализационных подходов был разработан в математической логике. Формализация является также одним из опорных моментов тенденции информатизации, о которой речь пойдет чуть ниже.
Заметим, однако, что к концу XXв. стала заметна некоторая утрата оптимизма в отношении возможностей математизации. Критики наряду с признанием несомненных достоинств математизации в большинстве ее разновидностей тем не менее указывают, что существует ряд серьезных ограничений в использовании математических методов. Так, часто затруднен процесс интерпретации и экстраполяции полученных результатов; слабо осуществляется взаимопонимание разработчиков моделей — математиков и нематематиков; существуют серьезные вычислительные трудности; перевод проблем на язык чисел «размывает» содержательную основу принятия решений. В ряде областей не оправдались надежды на конструирование имитирующих технических систем, способных конкурировать с профессиональной деятельностью человека. Не совсем оправдали себя и математические подходы в гуманитарном регионе. Все это говорит о том, что математика, конечно, имеет границы своих приложений. Сегодня более четко осознается то, что математизация науки не является самооправдывающимся предприятием, не может служить способом автоматического решения научных проблем. Видимо, новые перспективы науки будут связаны с более взвешенным подходом, с умелым сочетанием количественных и качественных методов. Иными словами, новые достижения науки будут зависеть от наращивания содержательной рациональности.
Индустриализация. Связи науки и техники приводят к взаимопроникновению этих областей науки в технологию и технологии в науку. Сегодня наука опирается на мощную индустриальную базу. Для проведения экспериментов, наблюдений, исследований моделей теперь часто требуются колоссальные специализированные установки и коллективы обслуживающего персонала.
Разумеется, эта тенденция также имеет не только положительные стороны. Скажем, в гуманитарных науках привычка организовывать исследовательский проект масштабно, на основе солидного финансирования приводит, как отмечают некоторые критики, к снижению собственно креативной составляющей поиска; в некотором смысле здесь организационная практика начинает доминировать над собственно познавательной. Поэтому нередко широкомасштабные, технически оснащенные и дорогие программы исследований приводят парадоксальным образом к скудным научным результатам.
Информатизация. Информатика группа дисциплин, занимающихся изучением и совершенствованием информационных процессов и обслуживающих их технических систем. Информатизация — это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности — науке, управлении, образовании, производстве и т.п. Как известно, главными событиями информатизации явились микропроцессорная революция 70-х гг. XX в., разработка стандартной модели ЮМ PC с открытой архитектурой в начале 1980-х гг. и становление доступной для массового потребителя глобальной компьютерной сети Интернет в 1990-е гг. Информатизацию науки можно считать специальным случаем ее общей индустриализации. Сегодня компьютер является необходимым инструментом.в любых областях науки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ, предоставление результатов, научную коммуникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.
Однако, говоря об общеизвестных достоинствах компьютеризации, следует отметить и ряд негативных моментов. Успехи информатизации заставили человека слишком доверять машине. Возникает тенденция трактовки тех или иных ситуаций (управленческих, познавательных и т.п.) в терминах компьютерных возможностей, т.е. ориентация на то, как эта ситуация будет проанализирована машинным способом; принятие решения в этом случае прямо связывается с тем горизонтом, который охватывается компьютерными технологиями. Кроме того, ситуация в ряде областей человеческой деятельности показывает, что, к сожалению, в них наметилась определенная тенденция снижения собственного профессионализма пользователей информационных систем: человек перестает проявлять инициативу в обучении, анализе обстановки, принятии решений. Между тем всегда существуют нестандартные ситуации, которые не могут быть предусмотрены в программе. Критики отмечают, что в ряде крупных аварий и катастроф последнего времени сыграла свою роль и повышенная вера в машину, утрата личной инициативы и ответственности. Общая ориентация на технические системы и подходы, связанная с компьютеризацией научных исследований, ведет к унифицированности, обезличенности исследовательского мышления, способствует формализаторскому крену. При этом снижается уровень качественного, собственно человеческого видения проблемы (ценностно-ориентированного, смыслового, неформального), что особенно неоправданно в социально значимых областях — медицине и здравоохранении, экономике, педагогике, политике и др. В итоге забывается, что машина является лишь вспомогательным средством человеческой деятельности и что единственным (и никем не заменимым) субъектом познавательной деятельности и принятия решений является человек.
- Часть 1 курс лекций______________________________________________________
- 1.1. Философия и наука
- Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки
- Функции и роль философии в научном познании
- 1.2. Философские дисциплины, изучающие науку
- 1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения
- 1.2.2. Философия науки: становление и этапы
- 1.2.3. Методология науки
- 1.2.4. Логика науки
- 2.1. Научное понятие
- 2.1.1. Понятие с логической точки зрения
- 2.1.2. Формирование и функционирование научных понятий
- 2.2. Научный закон
- 2.2.1. Определение и характеристика научного закона
- 2.2.2. Операционально-методологическая сторона научного закона
- 2.2.3. Классификация законов
- 2.2.4. Функции научных законов
- 3.1. Общая структура
- 1). Предельно общие методологические установки.
- 2). Общенаучные методологические установки.
- 4). Специальные методики.
- 3.2. Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
- 3.3. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
- 4.2. Проблема и проблемная ситуация
- 4.3. Проблема как научное утверждение
- 4.4. Понятие об адекватно сформулированной проблеме
- 4.5. Этапы постановки проблемы
- 4.6. Динамика проблем в научном познании
- 5.1.1. Становление и развитие научной теории
- 5.1.2. Понятие о теоретической схеме
- 5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы
- 5.1.4. Объединяющая модель развития научных теорий
- 5.2. Проверка и принятие научной теории
- 5.2.1. Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты
- 5.2.2. Принятие теории
- 5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс
- 6.1.2. Метод гуманитарных наук
- 6.1.3. Цель гуманитарного познания
- 6.1.4. Функции гуманитарного знания
- 6.1.5. Единая наука или два региона
- Общий методологический проект: понимание и объяснение
- 6.2.1. Возникновение проблемы «понимание / объяснение» и
- Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
- 6.2.3. Интерпретация как метод гуманитарных наук
- 7.1.1. Проявления модернизации
- 7.1.2. Феномен техники
- 7.1.3. Противоречивые плоды науки
- 7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании
- 7.2. Наука и глобальные проблемы
- 7.2.1 Определение и классификация глобальных проблем
- 7.2.2. Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
- 7.2.3. Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
- 7.2.4. Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
- 8.1. Социология науки как дисциплина
- 8.2. Организационные формы науки
- 8.2.1.Институционализация науки. Формирование научных дисциплин
- 8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности
- 8.2.3. Неформальные общности: исследовательские группы, научные
- 8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества
- 8.2.5. Научные коммуникации
- 8.2.6. Проблемы динамики науки
- 9.1. Научная картина мира
- 9.1.1. Понятие о научном мировоззрении
- 9.1.2. Что такое научная картина мира?
- 9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке
- 9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании
- 9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
- 9.2.1. Уровни воздействия социокультурных факторов
- 9.2.2. Культура как исходный смысловой горизонт науки
- 9.2.3. Научная рациональность и социокультурные параметры
- 9.2.5. Тип рациональности
- 9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей
- Часть 2 тематика и содержание семинаров____________________
- 1.1. Познание и его виды.
- Понятие субъекта и объекта
- 1.3. Компоненты познания
- 1.4. Источники и виды знания.
- 1.5. Знание явное и неявное
- 2. Наука как система знания и как вид деятельности.
- 2.1. Основные черты научного знания
- 2.2. Динамизм и незавершенность науки
- 2.3. Единицы научного знания
- 3. Наука как деятельность
- 3.1. Научная деятельность как способ постижения мира
- 3.2. Параметры научной деятельности и их сущность
- 3.2.1. Характер
- 3.2.2. Цель
- 3.2.3. Предмет
- 3.2.4. Средства
- 3.2.5. Ценность
- 4. Проблема истины
- 4.1. Проблема определения истины
- 4.2. Проблема критериев истины
- 4.3. Поиски универсальной концепции истины
- 5. Проблема научного метода
- 5. 1. Методологические понятия.
- 5.2. Определение научного метода
- 6.1. Дедуктивная объяснительная схема к. Гемпеля
- 6.2. Базис и структура как основания характеризации объяснений
- 6.3. Разнообразие оснований объяснения
- 6.4. Стандарты понимания
- 6.5. Прагматические факторы в структуре объяснения
- 6.6. Научное предсказание
- 7.1. Первоначальная постановка проблемы
- 7.2. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты
- 7.3. Современное состояние проблемы различения
- 7.4. Проблема независимости эмпирического уровня от теоретического
- 7.5. Связи между уровнями. Правила соответствия
- 8. 1. Описание
- 8.2. Сравнение
- 8.3. Измерение
- 9.1. Структура и классификация наблюдения
- 9.2. Основные характеристики научного наблюдения
- 9.3. Отличие наблюдения от эксперимента
- 9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
- 9.5. Проблема объективности результатов наблюдения
- 9.6. Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
- 9.7. Наблюдение в современной науке
- 10.1. Экспериментальный метод в истории науки
- 10.2. Структура и логическая схема эксперимента
- 10.3. Классификация экспериментов
- 10.4. Многофакторный эксперимент
- 10.5. Этапы экспериментального исследования
- 10.6. Эксперимент и теория
- 10.7. Автономия экспериментальных практик
- 10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента
- 11.1. Моделирование в истории науки
- 11.2. Показания к моделированию
- 11.3. Этапы и структура моделирования
- Построение модели;
- Изучение модели;
- 11.4. Классификация моделей
- 11.5. Проблема сходства оригинала и модели
- 11.6. Логические аспекты этапа экстраполяции
- 11.7. Моделирование как познавательный процесс
- 11.8. Функции моделей в научном познании
- 11.9. Трудности современного моделирования
- 12.1 Индуктивная направленность стадии
- 12.2. Применяемые методы
- 12.3. Ограничения статистического мышления
- 13.1. Логические действия
- 13.2. Подходы и методы
- 13.2.1.Аксиоматический метод.
- 13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод
- 13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной
- 13.2.4. Существует ли индуктивный метод?
- 13.3. Исторический подход
- 13.4. Другие теоретико-методологические подходы
- 14.1. Определение научного факта
- 14.2. Роль фактов в научном познании
- 14.3. Факт в структуре научного знания
- Инвариантный;
- 14.4. Логическая форма факта
- 14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта
- 15.1 Классификация гипотез
- 15.2. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации
- 15.3. Логико - методологические требования к научной гипотезе
- 15.4 Гипотезы ad hoc
- 15.5 Стадии работы над гипотезой
- 15.6. Проверка и принятие научной гипотезы
- 16.1. Исходные соображения
- 16.2. Функции научной теории
- 16.3. Классификация научных теорий
- 16.4. Структура научной теории
- 16.5. Теории и ход научного познания
- 17.1. Научное сообщество
- 17.2. Парадигма
- 17.3. Нормальная наука
- 17.4. Научная революция как смена парадигм
- 17.5. Проблема рациональности и другие проблемы,
- 18. Рост научного знания: разрывы и преемственность
- 18.1. Формулировки проблемы несоизмеримости
- 18.2. Интертеоретические отношения
- 18.3. Преемственность научных теорий
- 18.4. Обновление или разрушение?
- 19.1. Современные сюжеты проблемы реальности
- 19.2. Подходы к общему определению понятия рациональности
- 19.3. Принципы оценки и сравнения научных теорий
- 20. Крупные и малые изменения в науке
- 20.1. Крупные преобразования — революции
- 20.2. Типология крупных изменений
- 20.3. Непрерывная динамика и прогресс
- 21. Вопросы научного творчества
- 21.1. Методология науки и творчество: контекст открытия
- 21.2. Модели научного поиска
- 21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая
- 21.4. Структурно-системная модель научного поиска
- 21.5. Когнитивный подход
- 21.6. Научное творчество и психологические факторы
- 21.7. Проблема мотивации творчества
- 21.8. Другие факторы, влияющие на творчество
- 22.1. Особенности и тенденции современной науки
- 22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого
- 23. Ответственность ученого. Этика науки
- 23.1 Основной вопрос этики науки
- 23.2. Этика и деонтология
- 23.3. Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности
- 23.4. Научное познание: свобода и контроль
- 23.5. Проблема ответственности
- 23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем
- 24. Научное сообщество как социальная группа
- 24.1. Мертон р. И концепция этоса науки
- 24.2. Образ научного сообщества в современной социологии науки
- 24.3. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества
- 25. Функционирование науки и факторы общественной жизни
- 25.1. Экономические факторы
- 25.2. Политические факторы
- 25.4. Наука и сфера образования
- 26. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
- 26.1. Социальные функции науки
- 26.2. Проблема легитимации науки
- 26.3. Проблема свободы научных исследований
- 27. Наука и искусство
- 27.1 Различие и сходство
- 27.2. Влияние науки на искусство
- 27.3. Влияние искусства на науку
- 27.4. Идея единого художественно-научного познания
- 28. Наука и религия
- 28.1. Религиозные представления в основаниях науки
- 28.2. Современная наука и религиозная идея
- 28.3. Проблема совместимости науки и религии. Вера и разум
- 29. Наука в общем культурном проекте
- 29.1. Наука как продолжение культурного проекта
- 29.2. Исторические разновидности познавательных проектов
- 29.3. Современный культурный проект
- Часть 1 Курс лекций
- Часть 2 Тематика и содержание семинаров