logo
Методический комплекс новый

4.2. Проблема и проблемная ситуация

Не следует также смешивать понятия «проблема» и «проблемная си­туация». Проблема это определенное состояние научного знания; проб­лема должна быть осознана и поставлена именно теоретически. Что же касается проблемной ситуации, то данное понятие характеризует теку­щие научно-технические и практические потребности. Например, в ме­дико-биологических науках говорят о проблемах профилактики того или иного заболевания, но в данном случае речь идет как раз о проблемной ситуации, в которую входит целая совокупность потребностей не только теоретического, но и организационного, социального, повседневно-пси­хологического и прочих планов. Всякая научная проблема окружена соб­ственным научно-практическим контекстом (т.е. проблемной ситуаци­ей), в котором она вызревает. Но обратное неверно: далеко не всякая проблемная ситуация претворяется в осознанную научную проблему. Формирование проблемной ситуации — сложный процесс, имеющий своими источниками внешние (объективные актуальные потребности общества) и внутренние моменты (потребности самой науки). Внутренний стимул формирования проблемы часто выступает в виде несоответствия эмпирического базиса и теоретических ресурсов:

  1. как реакция на открытие каких-то новых явлений, фактов, не укладываю­щихся в готовые концептуальные схемы, что требует активизации теоретического потенциала научной области;

  2. как теоретическое опережение, когда теория развивается быстрее, чем появляются подкрепляющие ее данные (скажем, данные предсказа­ний), т.е. существует некоторый недостаток фактического материала, который стимулирует эмпирические исследования.

Существуют также сугубо внутритеоретические стимулы.