logo
Методический комплекс новый

27.1 Различие и сходство

Наука и искусство — вполне самодостаточные области культуры; ра­зумеется, научная и художественная деятельность существенно отлич­ны. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностно-эмоционального и познавательно-теоретического. Действительно, художест­венное восприятие — это альтернативный рационально-теоретическому способ отношения к действительности. Художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целост­ном переживании мира.

Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.

В некотором роде искусство тоже яв­ляется разновидностью мыслительной работы: искусство, как и наука, вовле­чено в познавательное отношение. Опыт, развертываемый искусством, позволяет нам узнать нечто о мире, причем совсем с другой сто­роны, чем это предлагается наукой. Искусство позволяет постичь и пережить красоту, целостность окружающего мира, его индивидуальные особенности, выразить наши собственные эмоциональные состояния и их оттенки.

Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразитель­ные средства, открывать новые феномены и закономерности. Так, музы­кальный опыт включает в себя изучение звуковых структур (мелодиче­ских и гармонических), возможностей ритма. Он, как и научный опыт, постоянно расширяется и обновляется, примером может служить откры­тие необратимых ритмов известным французским композитором XX в. Оливье Мессианом описанных в «Трактате о ритме» (1948).

Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, — аналогию, абстрагирование, идеализацию, эксперимен­тирование, моделирование и др. Эти средства применяются в специфиче­ском для искусства преломлении. Художественное произведение пред­ставляет собой особую эстетико-интеллектуальную конструкцию. Оно обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности вырази­тельного языка.

Еще одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельно­сти. Ряд функций оказывается для них общими, а именно:

  1. упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человече­ской жизни);

  2. воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится к гуманитарным исследованиям);

  3. инновационная (создание новых социокультурных образцов).

.