logo
Методический комплекс новый

1). Предельно общие методологические установки.

Отмечалось, что предписания, входящие в состав метода, мо­гут иметь различный уровень требовательности и определенности. Одни из них могут жестко определять содержание деятельности, другие лишь регулятивно направляют ее, задавая только ее общие параметры и остав­ляя достаточное пространство для вариаций.

Предельно общие методологические установки как раз относятся к уров­ню таких предписаний, которые регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. Их называют предельно общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. Они характерны и для философского познания, а также вклю­чаются в обыденное и в художественное. Это прежде всего:

  1. логические операции, или общелогические приемы познания (определение, умозаключение) и другие;

  2. предписания и нормы философского характера, основанные на соответствующих философских (метафизических) положениях. Вкратце остановимся на значении философских положений. Для того чтобы заниматься наукой, надо, прежде всего, быть уверенным, что в науке вообще есть смысл. Эта уверенность на самом деле является одним из ба­зовых философских положений, задающих общий теоретический кон­текст науки. Такие положения кажутся естественными и самоочевидны­ми. Но не следует забывать о том, что в других культурах и в другие эпохи такими же самоочевидными казались совершенно другие положения. Важно понимать, что научное познание не возникает само собой, как некое изначальное и универсальное свойство человека. Сегодняшняя привычность, бесспорность общепринятых установок не должна засло­нять от нас необходимость выразить эти положения явно и уметь анализи­ровать этот слой общих допущений и предпосылок.

Перечислим некоторые философские положения, на которых основывается научная деятельность:

  1. природа подчиняется разумным законам;

  2. эти законы могут быть познаны человеком;

  3. законы природы единообразны и одинаковы везде (мир однороден);

  4. законы природы достаточно просты; 5) все в мире имеет свою причину

Если бы мы считали, что мир хаотичен, непознаваем и т.д., то, соответ­ственно, не могла бы возникнуть и наука. Из общефилософских положе­ний подобного рода непосредственно следуют методологические регулятивы, содержательно связанные с ними. Например:

1) старайтесь объяснить все явления окружающего мира, ведите поиск естественных законов (поэтому наука как бы вездесуща: относительно каждого загадочного феномена она старается все же выдвинуть какое-то предположение, предложить хотя бы приблизительное объяснение);

  1. ищите наиболее простые объяснения, используйте минимум допущений (этот регулятив называется также принципом Оккама);

  2. добивайтесь максимальной точности (при этом образцом точности в естественно-научных дисциплинах является физика с ее математи­ческим аппаратом);

  3. излагайте свои позиции аргументированно; открывайте их для критики коллег (наука ориентирована не на «тайные знания», а принци­пиально открыта для всех) и т.п.

Этот уровень обобщенной рациональной методологии образует фон, на котором только и возможна наука. Стоит вспомнить о том, что фило­софская база науки досталась нам в наследство от древнегреческой фило­софии. Именно в античности были сформулированы важнейшие установ­ки и принципы, согласно которым в хаосе явлений на самом деле есть определенный порядок, устойчивые структуры, естественные законы, этот порядок Космоса познаваем, и он выразим и понимаем в виде мате­матических соотношений (принцип, развернутый, прежде всего пифагорейцами).

Общий философский фон рациональности и теоретического мышле­ния вообще является сегодня совершенно привычным, функционирует в сознании ученых по большей части почти автоматически. Но иногда, на определенных этапах продвижения науки, те или иные исходные принци­пы могут привлечь внимание исследователей и потребовать нового осмыс­ления. Например, такое случилось с принципом причинности при расширении его на квантово-механическую сферу.