logo
Методический комплекс новый

6.1.4. Функции гуманитарного знания

Отличие гуманитарных исследований от естественно-научных заметно и при рассмотрении той роли, которую играет гуманитарное знание в об­щественной жизни. Естественно-научные теории, особенно фундамен­тальные, как бы более эзотеричны — в том смысле, что они дальше от­стоят от мира повседневных и реальных забот. Знание же гуманитарное воспринимается обществом более заинтересованно и даже обостренно. Математическая теория может интересовать лишь незначи­тельный круг профессионалов; к тому же естественные науки в про­цессе усложнения все более отрываются от остальной части культуры.

Гуманитарные концепции, наоборот, часто достигают внушительного об­щественного резонанса, Они сразу становятся достоянием широких слоев общественности, имеют важное общекультурное влияние и последствия. В то время как естественные науки приобретают социальное значение лишь гораздо более опосредованным путем (через свои технологические приложения, через популяризацию естественнонаучного знания, которая является в некотором смысле гуманитаризацией., т.е. интерпретацией для широких слоев исходного закрытого содержания), гуманитарные науки по определению имеют явно прямой доступ к общественной жизни. Более того, от них открыто требуют ближайшего и скорейшего практического применения. Естественные науки в глазах широкой общественности оп­равдывают свое существование тем, что должны принести в идеале побе­ду над внешней средой обитания, т.е. имеют в значительной мере инстру­ментальное значение для усовершенствования наших условий жизни. Гуманитарные же науки сами являются частью нашей собственной внут­ренней среды. Они имеют значение в несоизмеримо большей степени смысложизненное. Правовые, педагогические, хозяйственные, психоте­рапевтические, политические концепции играют слишком важную роль в нашей жизни. Поэтому гуманитарные науки находятся в гораздо большей степени под постоянным вниманием обще­ства, чем естественные.

Какие же функции выполняет гуманитарное знание, помимо удов­летворения сугубо познавательного интереса? Это функции, имеющие важное общекультурное значение. Ясно, что теории общественного устройства и реформирования, социальных конфликтов, воспитания и со­вершенствования личности предлагают нам обоюдоострый инструмент не только улучшения человеческой жизни, но и в случае неудачи колос­сального разрушительного воздействия. Например, лечебные задачи пси­хиатрии легко могут перерасти в социальное насилие; хозяйственная концепция, принятая на вооружение правительством, может привести к экономической катастрофе. Функции критические (оппозиционные по отношению к сложившимся социальным структурам) и, наоборот, апологетические (оправдывающие, легитимирующие болезненные со­циальные явления), эмансипирующие (освобождающие) и, наоборот, репрессирующие (по отношению к тем, кто мыслит и действует вразрез с принятой нормативностью), идеологические (предлагающие различно­го рода высокие идеи для личности и общества), оценочные, воспита­тельные, общественно-преобразовательные и т.п., присущие социально-гуманитарным теориям — все это функции активного воздействия на человека, общество, культуру. Гуманитарное знание выступает непо­средственным инструментом самотрансформации личности и обществен­ной жизни.