logo
Методический комплекс новый

7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании

Насколько противоречивы плоды науки, настолько противоречиво и восприятие науки обществом. С одной стороны, наука остается важнейшей движущей силой цивилизации, существенно влияющей на все сферы жизни. С другой стороны, научное предприятие во всей его мощи стало теперь достаточно сомнительным благом. В современном обществе нараста­ют недоверие в отношении науки, критика ее деятельности, страх перед научно-техническими новациями (технофобия), разочарование в самой идее научно-технического прогресса. Такие общественные настроения, по­лучившие сегодня значительное распространение, называются антисциен­тистскими.

Противоречивую оценку роли науки можно упрощенно представить как столкновение сциентизма и антисциентизма. В этих общественных настроениях по-разному отражается реальное значение науки в цивилизационных процессах. Идеология сциентизма акцентирует внимание на безус­ловных достижениях научно-технического развития и предполагает, что наука сама по себе не ответственна за неадекватные результаты использо­вания ее разработок и, наоборот, что именно недостаток научности в со­временном обществе является причиной его проблем. С этой точки зре­ния наука должна стать руководящим началом во всех или в большинстве сфер общественной жизни. Антисциентизм же, наоборот, возлагает от­ветственность за отрицательные следствия научно-технической экс­пансии на науку, утверждая, что в ней самой по себе заложены некие де­структивные начала. Наука, следовательно, должна занять подчиненное положение, встать под жесткий контроль других общественных структур (права, политических институтов, независимых экспертов-интеллектуа­лов и т.п.).

Вероятно, оба эти взгляда являются несколько преувеличенными. Од­нако и подпитывающая их исходная проблема остается острой. Удовлет­ворительное решение, видимо, состояло бы в сочетании позитивного по­тенциала науки и рациональности в целом, с пониманием ее ограничений и опасностей, связанных с бесконтрольным наращиванием и научно-тех­нических знаний, и опирающейся на них общей модернизации. Кроме того, приемлемое решение исходило бы из необходимости сохранить достаточно автономное положение науки, которое есть непременное условие самого ее существования и развития.

Впрочем, автономное положение вполне совместимо и с определен­ными возможностями разумного, неавторитарного регулирования ее дея­тельности, в т.ч. и внешними структурами. Это могли бы быть какие-то правовые моменты, этический анализ и в широком смысле слова качест­венная экспертиза научно-технической деятельности. Ясно, что эта проб­лема сложна и на данный момент далека от решения. Она требует усилий широких слоев общественности. Ясно также, что эту проблему не решить без участия самих ученых.

Недоверие общества к научной деятельности, критические замечания в адрес науки являются свидетельством остроты этических проблем на­уки, прежде всего проблемы ответственности ученых за последствия своих действий.