logo
Методический комплекс новый

17.3. Нормальная наука

Установившаяся парадигма, или образец решения задач, оказыва­ет на ученых двоякое действие. С одной стороны, она демонстрирует им, как действительно следует решать задачи в их предметной области. Пред­лагая им примеры вполне успешной деятельности, она тем самым обеспечивает их гарантированно эффективным методом. С другой стороны, она же и ограничивает ученого в его видении своей предметной области. Как образец для подражания и усовершенствования парадигма производит класс в целом достаточно однотипных решений. Ученые, заранее ожидая, что применение парадигмы будет плодотворным, подходят к задачам сво­ей предметной области так, будто решение задачи сводится лишь к искусному применению некоего общего образца. Если сообщество располагает таким образцом, то от ученого требуется суметь использовать его в конк­ретных, порой весьма трудных случаях — как бы найти разгадку. Ведь вопросы, как конкретно применить парадигму в различных ситуациях, как скомбинировать по-новому ее элементы, могут потребовать от учено­го значительных усилий, мастерства и остроумия. Т. Кун называет такой подход решением задач-головоломок. Действительно, существует некоторое сходство между научными задачами, представленными по­средством парадигмы, и задачами-головоломками (детскими состав­ными картинками, кроссвордами и т.п.). Парадигма как бы сама отби­рает и предлагает ученым такие проблемы, которые предполагаются заведомо разрешимыми. Парадигма, подобно условиям задач-головоломок, накладывает и определенные ограничения на возможные решения и на те шаги, посредством которых достигаются эти решения.

В итоге установившаяся парадигма придает научной деятельности достаточно своеобразные черты. Т. Кун называет период в динамике науч­ного познания, который характеризуется признанной, демонстрирующей высокую эффективность парадигмой, периодом нормальной науки. В это время ученые не ориентированы на какие-то крупные достижения, на по­лучение принципиально новых результатов. Их основная цель — дальнейшая разработка и совершенствование самой же общепринятой парадигмы. Таким образом, научное познание в данный период свой динамики достаточно консервативно.

Успехи парадигмального подхода накапливаются, ее предыдущие дости­жения служат основой для последующих достижений. Тем самым осу­ществляется постепенное поступательное продвижение парадигмы ко всем новым и все более изощренным задачам-головоломкам. Накопление успехов и постоянное повышение эффективности парадигмы придают науч­ному познанию в этот период кумулятивный характер.