logo
Методический комплекс новый

10.1. Экспериментальный метод в истории науки

Прежде всего, необходимо четко различать нижеследующее:

1) экспериментирование вообще как вид познавательной деятельно­сти, т.е. как особую поисковую активность. Целью такой активности, во многом спонтанной, неупорядоченной, иногда включающей игровые моменты, являются испытание и расширение собственных возможно­стей, общая «разведка» и освоение природной среды. Историки говорят о существовании неких зачатков эксперимен­тирования в античной науке (в военном деле, в механике) и в Средние века (например, в оптике). Но лишь в эпоху Возрождения и с началом Нового времени поисковая экспериментальная деятельность достигает высокой степени активности; интересно, что вначале это происходит в большей степени в искусстве, чем в научном познании (впрочем, в ту пору наука и искусство еще не разъединялись, а скорее, согласовывались друг с другом).

2) научный эксперимент как осознанный методологический принцип. Формирующийся в начале Научного времени экспериментальный подход становится основой нового естествознания вообще. Заслуга в разработке эксперимента как основы научной методологии принадлежит прежде все­го Галилео Галилею (1564-1642), который в конце XVI в. соединил экспе­риментальный подход с математическим мышлением и дал первое теоре­тическое осмысление этого методологического принципа. Современник Г. Галилея Фрэнсис Бэкон (1561-1626) дал развернутое изложение экспе­риментального метода как программы создания новой науки. С начала Но­вого времени, с периода, называемого научной революцией XVI-XVII вв., экспериментальное естествознание становится символом науки вообще, образцом научного метода. До наших дней экспериментальный подход занимает ведущую позицию в эмпирических науках.