logo
Методический комплекс новый

28.1. Религиозные представления в основаниях науки

Становление новоевропейской науки проходило в религиозном кон­тексте. Уже говорилось о важном воздействии идей Реформации на формирование математического естествознания. Вообще для деятелей научной революции научное познание было наполнено высоким религиоз­ным смыслом. Религия давала им абсолютную точку отсчета для развер­тывания научного проекта. Христианское мировоззрение, проникнутое верой в совершенное и гармоничное устройство мироздания, а также да­вавшее убежденность в способности человека как образа и подобия божьего приблизиться к правильному пониманию замысла Творца, созда­вало для них необходимую и незаменимую идейную поддержку. Основа доверия к математическим структурам, которое было присуще И.Кеплеру, Г. Галилею и другим деятелям научной революции, была религиозной; для них математическая физика являлась непосредственным от­ражением божественных творящих идей.

В последующий период для представителей новоевропейской науки была характерна сложная динамика убеждений. Начиная с эпохи Просве­щения личные воззрения и настроения ученых были весьма различными — от откровенно атеистических до глубоко религиозных. Но общая траекто­рия мировоззрения ученых, конечно, шла на снижение религиозного па­фоса. Однако, по-видимому, не стоит считать именно науку проводником и генератором атеистических идей. Ведь с эпохи Просвещения все общество в целом, все культурные сферы были вовлечены в интенсивный процесс секуляризации, утраты религиозных начал.

Нельзя сказать, что основания науки являются религиозно индиффе­рентными. Дело в том, что, в строгом смысле, основания науки не могут быть эксплициро­ваны к чему-то однозначному. Ранее уже неоднократно говорилось, что наука не представляет собой концептуального монолита. Ученые расходят­ся во взглядах даже по внутренним теоретико-методологическим вопро­сам. Поэтому говорить о едином отношении науки в целом к религиозным установкам не приходится. Как отмечалось не существует какого-либо однозначного научного мировоззрения и одни и те же результаты на­учного поиска подлежат совершенно различным интерпретациям. Подчерк­нем еще раз, что вопрос о началах бытия является метафизическим. Ограниченный опыт науки не позволяет ей рассуждать о мире в целом. Кон­текст оснований науки весьма диффузен; он допускает самый широкий круг различных представлений, в т.ч. и представлений религиозного характера.