logo
Методический комплекс новый

9.7. Наблюдение в современной науке

В связи с усилением значимости экспериментального метода, начавшегося в Новое время, наблюдение как неинтенсивный метод исследования, неуклонно сдавало свои позиции и постепенно отошло на задний план в структуре научной методологии. Однако в XX в. методология наблюдения вновь стала возвращать свое положение. В философии науки тоже происходит возрождение интереса к наблюдению, особенно в последние десятилетия XX в. Реабилитация наблюдения связана с выявившимися ограничениями экспериментального метода и, наоборот, с некоторыми достоинствами наблюдения. Так, эксперимент как метод интенсивного вмешатель­ства в изучаемый объект приемлем далеко не всегда, ведь часты и те ситуации, которые требуют как раз сохранения объекта в неприкосновенности, в его естественном состоянии (как, например, в поведенческих на­уках). Далее, наблюдение оказывается единственно возможным видом эмпирического исследования в случае изучения отдаленных объектов, а, скажем, изучение космических процессов является сегодня важнейшим источником развития для современной физики (например, серьезные дан­ные в пользу общей теории относительности были получены именно в результате астрономических наблюдений). И наконец, в гуманитарных науках, где роль эксперимента по ряду известных причин вообще весьма ограничена, именно на наблюдении лежит важнейшая методологическая нагрузка. В том числе традиционно велика роль наблюдения в медицин­ских науках и, видимо, она всегда сохранится такой при любом состоянии технической оснащенности медицины.

Необходимо отметить, что современные частнонаучные концепции наблюдения достигли высокой степени развития; они рассматривают наблюдение как сложный и специализированный исследовательский метод. Происходит сближение по ряду параметров современного наблю­дения с экспериментальным методом: современный наблюдатель часто применяет усложненные методики, решает трудные задачи, проявляет исследовательскую инициативу.

В методологию современного научного наблюдения переносятся схемы экспериментального мышления исследователя. Это касается гуманитарных наук, где одной из центральных методологических проблем является сочетание естественности условий изучения социальных и психо­логических феноменов с интенсивным, аналитическим стилем работы уче­ного, присущим именно экспериментальной деятельности.

Так, под влиянием прежде всего работ американского психолога и мето­долога Дональда Кэмпбелла прижился особый термин квазиэкспериментирование, означающий использование логики эксперимента в неэкспери­ментальных ситуациях.

В разработанных Д. Кэмпбеллом схемах квазиэкспериментальных исследований приме­няется специальное планирование, подвергающее разбору совокупность факторов, которые влияют на изучаемое явление, используются заим­ствованные из экспериментирования методики анализа и интерпретации полученных данных, отделения существенных факторов от несуществен­ных, проводится изучение причинно-следственных связей, корреляцион­ный анализ. В круг тем, обсуждаемых в методологии современного науч­ного наблюдения, входят вопросы, связанные с возможностью создания контролируемых и воспроизводимых условий наблюдения, темы валидности, достоверности, верифицируемости, обобщаемости получаемых данных, задачи адекватной структуризации и теоретической интерпрета­ции эмпирического материала.

Итак, важнейшей особенностью современных тенденций в методо­логии наблюдения является использование в ситуациях наблюдения различных методов интенсификации, углубления опытного материала, получаемого в традиционно неинтенсивных областях научных исследо­ваний.

В целом наблюдение как методологическая проблема имеет комплекс­ное содержание, включающее множество аспектов — физиологических, психологических, социальных, инструментально-технических, логиче­ских, содержательно-теоретических. Наблюдение как общенаучный ме­тод исследования имеет исторические заслуги, а также занимает значи­тельное место и в современной науке, продолжая модифицироваться и совершенствоваться.

Контрольные вопросы

  1. Что такое наблюдение и каковы его функции при научном исследовании ?

  2. Что включает в себя наблюдение как исследовательская ситуация ?

  3. Какие виды наблюдения известны в зависимости от оснований классификации ?

  4. Каковы основные характеристики научного наблюдения ?

  5. В чём состоит отличие наблюдения от эксперимента ?

  6. Существует ли теоретическая нагруженность наблюдения ?

  7. В чём состоит проблема объективности результатов наблюдения ?

  8. Какую роль играет наблюдение в современной науке ?

.

Семинар 7 Эксперимент – эмпирический метод научного исследования

Эксперимент в методологии научного исследования

Экспериментальный метод в истории науки. Структура и логическая схема эксперимента. Классификация экспериментов. Многофакторный эксперимент. Этапы экспериментального исследования. Эксперимент и теория. Автономия экспериментальных практик. Особенности и ограничения современного научного эксперимента.

Эксперимент как общенаучный метод занимает важнейшее, если не центральное место в мето­дологии современной науки. Эксперимент представляет собой исследо­вательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых, конт­ролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса, т.е. вмешиваться в него и видоизменять его в соответствии с исследовательскими задачами, а также воспроизводить изучаемое явле­ние при воспроизведении данных условий. Задача исследователя-экспе­риментатора — изолировать изучаемое явление от несущественных влия­ний, выделить интересующий его феномен в «чистом виде». Таким образом, в эксперименте, в отличие от наблюдения, создаются условия для более интенсивного анализа, для активного и сознательного воздей­ствия на исследуемые объекты, часто с глубоким вмешательством в те или иные процессы. Конечно, в реальной экспериментальной практике далеко не всегда удается действительно овладеть изучаемым явлением, т.е. научиться вызывать его, управлять им, модифицировать в нужную сторону и т.п. Однако цель, которую преследует экспериментальная деятельность, состоит именно в этом — в достижении максимально возможного уровня управления данным процессом. Это является методологическим идеалом экспериментального подхода.

Очевидно, что эксперимент является более мощным исследователь­ским средством, чем наблюдение. Ведь эксперимент по своему предназ­начению направлен на интенсификацию опыта, в отличие от экстенсивно ориентированного наблюдения. К несомненным достоинствам экспери­ментального метода можно отнести такие, как воспроизводимость данно­го явления тогда, когда это требуется; варьируемость экспериментальной среды, благодаря чему ученый может изучать объект в самых разных условиях, вводить в действие новые факторы и т.п.; возможность доби­ваться достаточно высокой достоверности получаемых результатов; воз­можность создавать такие процессы, явления, свойства объектов, кото­рые в естественном виде в природе не существуют.