logo
Методический комплекс новый

5.2.2. Принятие теории

Из сказанного выше ясно, что процесс принятия теории научным сообществом весьма неоднозначен. В целом мы не можем четко зафикси­ровать тот момент, когда теория, выдержав процедуры необходимых про­верок, становится общепринятой среди ученых. Мы можем лишь приблизительно проследить, как происходит изменение численного со­отношения сторонников и противников данной теории. История науки демонстрирует, что для различных научных концепций скорость этого изменения оказывалась различной; но практически никогда теория не принимается учеными мгновенно; даже в случае принятия явно победо­носных теорий всегда остаются некоторые аутсайдеры, которые более или менее длительное время сопротивляются новой теории и продолжают ее критиковать.

Решение о принятии той или иной точки зрения принимается постепенно, часто на фоне весьма длительных обсуждений. Это означает лишь, что понимание процесса принятия теории научным сообществом выходит за рамки узкологического подхода к этой теме. Здесь имеется в виду следующее. Согласно логическому пониманию принятие научной теории следовало бы считать чем-то подобным доказательству теоре­мы. Ведь с того момента, как математиком доказана теорема, она объек­тивно становится научным достижением, нравится ли это другим ученым или нет. Самое большее, что они могут попытаться сделать, это проверить доказательство на предмет наличия в нем ошибок.

Конечно, кажется привлекательным взять математику за образец ре­шения проблем и в остальных науках. Однако этот идеал не срабатывает для естественно-научных и гуманитарных теорий, т.к. там не существует однозначных доказательств, подобных математическим. Более того, не­редки и такие ситуации, когда теория (или поддерживающая ее научно-исследовательская программа) еще не справилась с рядом серьезных трудностей, но уже оказывается общепринятой. В этом случае она как бы принимается в кредит в виде аванса, который ей еще предстоит отра­ботать.

Итак, принятие теории сообществом и ее подтверждение (в логическом смысле) — это различные моменты. Как же следует рассматривать процесс принятия теории научным сообществом? Данный процесс, безус­ловно, включает в себя использование логико-аргументационных про­цедур, однако в целом он выходит за рамки сугубо логического ракурса, или, иными словами, в общем случае процесс принятия теории не может быть измерен только логическими средствами.