logo
Методический комплекс новый

13.2. Подходы и методы

В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования. Эти образования включают в себя достаточно разнородные совокупности методологических форм. Напомним, что подход является более широким понятием, чем метод.

Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкрет­ных методологических предписаний. Метод же представляет собой упо­рядоченную совокупность предписаний, которые, однако, могут существен­но различаться между собой по уровню требовательности и определенности: они могут задавать достаточно жесткие ориентиры деятельности, а могут функционировать лишь в роли регулятивных принципов, оставляя прост­ранство для гибкого сочетания методик и операций более конкретного уровня.

В научном познании сформировалось несколько теоретико-методо­логических направлений, которые имеют общенаучное значение и при­меняются во многих научных областях. В философии науки нет доста­точного единства в вопросе о том, какие именно направления следует считать ведущими; нет и устоявшейся классификации этих подходов и методов. Предлагаем сгруппировать основные подходы и методы в три подкласса.

  1. Группа дедуктивных подходов и методов:

  1. аксиоматический;

  2. гипотетико-дедуктивный.

  1. Группа исторических подходов и методов: . -

  1. конкретно-исторический (собственно исторический):

  2. абстрактно-исторический (реконструщионный).

  1. Группа системных подходов и методов.

Методы дедуктивной группы концентрируются вокруг логической операции дедукции. Их центральным методологическим требованием яв­ляется требование строгого логического следования одних положений из других. Теория, развертываемая в соответствии с этими требованиями, должна быть, по своей структуре максимально близка к единому логиче­скому «дереву», где каждая «ветвь» (за исключением нескольких началь­ных) логически следует из предыдущих положений (предпосылок) и сама служит основой для выведения из нее более частных положений (след­ствий). Конечно, содержательные научные теории в той или иной степени отклоняются от такой структуры, но они в своем развитии ориентирова­ны на нее. Это требование является методологическим идеалом для де­дуктивных теорий.

Методы, входящие в исторический подход, нацелены на воспроизве­дение динамических аспектов того или иного явления, процесса. Они вы­являют этапы его развития, хронологию, излагают взаимосвязь и после­довательность тех или иных событий. Этот подход концентрируется вокруг понятия истории в обобщенном смысле. Концептуальный стер­жень этого подхода составляют временные (темпоральные) характеристики изучаемого объекта.

Системное направление базируется на уточнении и раскрытии в мето­дологическом срезе понятия «система».