logo
Методический комплекс новый

11.7. Моделирование как познавательный процесс

Выше мы описали цикл моделирования как построение модели, ее изучение и возвращение к исходному объекту с применением к нему по­лученных на модели знаний. В реальности, как правило, исследова­тельский процесс не исчерпывается одним оборотом этого цикла, а пред­ставляет собой последовательность моделей, каждая из которых по сравнению с предыдущей в чем-то модифицирована или же воспроизво­дит какие-то иные, новые стороны оригинала. В этой серии развиваю­щихся моделей происходит постепенное совершенствование самого про­цесса моделирования в данной предметной области и достижение более адекватных, информационно насыщенных моделей.

Таким образом, моделированиеэто не одноразовая процедура, а сложный и длительный исследовательский процесс, в котором возобновляются на более высоких уровнях его основные этапы. Этот процесс включает и при­влечение наличных теоретических знаний, и выдвижение гипотез, и теку­щие корректировки исходя из конкретной ситуации.

Что же касается отдельного цикла моделирования, то здесь следует отметить, что в научной практике не всегда можно четко различить его отдельные этапы; часто этапы моделирования соединяются в единый не­прерывный процесс, взаимопроникая и взаимодействуя. Вначале ис­следователь ищет подходящую модель или исходные принципы, которые следует положить в ее основание (в более выигрышных условиях поиск модели может опираться и на уже имеющиеся модели). В итоге достигается некое первое «очертание» будущей модели, часто достаточно приблизи­тельное, неточное. Сам процесс разработки модели является творческим, огромную роль в нем играют интуиция, исследовательское чутье; ведь универсальных рецептов моделирования не существует. При поиске под­ходящей модели сначала может выдвигаться много различных кандида­тов на эту роль, но в ходе последующего анализа их количество сокраща­ется, а остаются лишь наиболее адекватные. В процессе предварительной разработки модели происходит повторное возвращение к объекту с целью корректировки исходных знаний о нем, уточнение модели, ее переработка, пробная экстраполяция предполагаемых выводов, т.е. процесс моделиро­вания представляет собой достаточно сложное продвижение к оптималь­ному результату.

Кроме того, необходимо четко представлять, что описанные выше три этапа моделирования могут быть примерно равноценными во время ре­шения определенных задач, а могут иметь и различную ценность.

Однако во многих случаях на различные этапы моделирования может ложиться различная логическая нагрузка, и тогда они будут иметь неравноценный удельный вес в работе с моделью. Так, в определенных ситуа­циях может оказаться, что стадия изучения модели настолько незначи­тельна, что кажется выпавшей из общей схемы моделирования, в то время как главная часть работы отведена самому построению модели. В других случаях (например, когда мы используем естественную модель — лабораторное животное) этап построения модели, наоборот, сведен к минимуму или отсутствует.

Действительно, с одной стороны, есть случаи, когда особенностью исследовательской ситуации является наличие неизвестных моментов в самой модели, и тогда акцент делается именно на ее изучении (напри­мер, ситуация модельного эксперимента), благодаря чему исследова­тель обнаруживает какие-то важные свойства модели. С другой сторо­ны, есть и ситуации, где само построение модели выступает целью исследователя, в дальнейшем эта модель может уточняться с помощью новых эмпирических и теоретических данных (например, построение стереохимической модели молекулы какого-то вещества).