29.3. Современный культурный проект
В первые десятилетия XX в. Оствальдом Шпенглером (1880-1936) в знаменитой работе «Закат Европы» (1918, 1922) было хорошо показано единство различных областей культуры. Западноевропейскую культуру (отличаемую им от других культурных организмов, в т.ч. от античной) он охарактеризовал как фаустовскую. Ей присущи непрерывная динамика и беспокойство, она стремится к неукротимому расширению пределов, к преодолению границ, к новым завоеваниям. Однако О. Шпенглер утверждает, что всякая культура рано или поздно перерождается в цивилизацию. Это перерождение характеризуется замиранием и оскудением духовной жизни, вырождением философии и искусства. Следовательно, рано или поздно должен исчерпаться и фаустовский проект.
В наше время практически общепринятым стало понятие «проект Модерн», разработанное прежде всего в трудах франкфуртских критических теоретиков (Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса). Модерн — это берущий с начала Нового времени и особенно развитый в идеологии Просвещения комплекс идей, направленных на осуществление безграничного господства. Развитие науки и техники в эпоху Модерна управляется предельным интересом достижения власти. Однако реализация проекта Модерн не сделала человека счастливее, страсть к подчинению обернулась разорением неевропейских народов, порабощением самого человека машинами и технологиями, нарушением природного равновесия. Разочарование в этой идеологии привело сегодня к умонастроениям, отрицающим ряд ее принципов и поэтому называющимся, соответственно, постмодерн.
В отечественной литературе последних десятилетий разрабатывается концепция техногенной цивилизации, выдвинутая в свое время B.C. Степиным. Он указывает, что существуют два основных типа цивилизационного развития — традиционалистский и техногенный. Традиционные культуры стабильны, нацелены на гармоничное существование человека в природе, вхождение его в естественные экологические ритмы. Техногенной же цивилизации присуща ускоренная динамика, обновление знаний и технологий. Возникновение техногенной цивилизации B.C. Степин относит к XIV-XV вв. Она основана на концепции человека как существа, призванного преобразовывать мир. Природа понимается не как органическое целое, а как источник сырья и объект различных манипуляций. Но техногенный проект принципиально противоречив и саморазрушителен. Итак, современный цивилизационный замысел выглядит малопривлекательно. Сегодня ищут возможность пересмотра далеко зашедшего культурно-цивилизационного проекта, ищут пути решения глобальных проблем. Определенные надежды возлагают на новый синтез науки и различных форм вненаучного мышления, синтез, который должен вывести человечество к холистическому мировоззрению. Принципы экологически стабильной цивилизации выдвигает, например, Грегори Бэйтсон — один из крупнейших деятелей гуманитарной науки XX в1. В отечественной литературе особой популярностью пользуются идеи русских космистов — В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др. Значительный массив литературы посвящен сегодня теме переосмысления и корректировки западного варианта цивилизационно-культурного развития.
На этом фоне сильны антисциентистские настроения. В разросшемся за последние десятилетия необозримом массиве постмодернистски ориентированных концепций принято считать науку и научный разум ответственными за нынешние кризисные явления. Антисциентистская аргументация верно схватывает многие перегибы и пороки научно-технологической модернизации, анализирует множество ее пагубных следствий. Но проблема лежит глубже. Хотелось бы подчеркнуть еще раз: не научный разум сам по себе, а духовные устои современной культуры — вот что вызывает сомнение. Наука не имеет какой-либо собственной, выращиваемой изнутри, идеологии.
Что такое наука? Наука — лишь продолжение общего культурного проекта специализированными исследовательскими средствами. Она уже неоднократно меняла свой вид в различные исторические эпохи. В рамках иного культурного проекта наука могла бы получить совсем другой смысл.
Контрольные вопросы
1. В чём состоит различие и сходство науки и искусства ?
2. Какова идея единого художественно-научного познания ?
3. Как влияет наука на искусство и наоборот ?
4. Как соотносятся современная наука и религиозная идея ?
5. В чём проблема совместимости науки и религии ?
6. Какова сущность научного познания с религиозной точки зрения ?
7. Почему наука является продолжением культурного проекта ?
8. Каковы исторические разновидности культурно-познавательных проектов ?
9. В чём состоит сущность современного культурного проекта ?
.
Основная литература.
1. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник/ Ушаков Е.В. - Москва: Экзамен, 2005.
2. Методология: вчера, сегодня, завтра /ред. сост. Г.Г. Копылов и М.С.Хромченко. - Москва: Школа культурной политики, 2005.
3. Кохановский В.П. Философия науки: учебное пособие для вузов/ Г.П. Кохановский и др.; ответ. Ред. В.П.Кохановский.-Изд. 2-е – Москва: Издательский центр «МарТ»; Ростов-на-Дону, 2006.
4. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков.-Москва: Новое знание, 2004.
Дополнительная литература
5. Рузавин Г.И. Философия науки: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И.Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400с.
6.Философия методологии науки: учебное пособие /науч.ред. В.И.Купцов- Москва-Аргус, 1994-(Программа «Обновление гуманитарного образования в России).
7. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: Академический Проект.
8. Философский словарь: словарь / ред. И.Т. Фролов. 7-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2001.
.
Темы рефератов
1. Философия и наука. Элементы теории познания.
2. Наука как система знаний и как вид деятельности.
3. Проблемы истины и научного метода.
4. Научное понятие и научный закон как элементы структуры научного знания.
5. Научное объяснение – структура научного знания.
6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
7. Метод и методология научного познания.
8. Описание, сравнение и измерение – методы научного познания.
9. Наблюдением – важнейший метод научного познания.
10. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
11. Моделирование как метод научного познания.
12. Методология теоретического уровня: логические действия и их сущность.
13. Методология теоретического уровня : подходы и методы.
14. Проблема как единица логико-методологического анализа.
15. Факт как единица логико-методологического анализа.
16. Гипотеза как единица логико-методологического анализа.
17. Теория как форма научного познания и основа логико-методологического анализа.
18. Научно-исследовательская программа как единица логико-методологического анализа.
19. Научная теория: становление и развитие, проверка и принятие.
20. Социологическое и историческое измерения научного познания.
21. Научное познание: рост, разрывы и преемственность.
22. Проблема рациональности научного познания.
23. Крупные и малые изменения в науке как проблемы динамики научного познания.
24. Научное творчество как проблема динамики научного познания.
25. Гуманитарные науки, их роль и специфика.
26. Понимание и объяснение – главные составляющие общего методологического проекта.
27. Специальные методы научного познания в гуманитарных науках.
28. Научное познание в гуманитарных науках: сложности, тенденции, перспективы.
29. Особенности современной науки
30. Модернизация общественной жизни: достижения и проблемы.
31. Этика ученого. Ответственность ученого перед обществом.
32. Наука и глобальные проблемы.
33. Организационные формы науки.
34. Функционирование науки и факторы общественной жизни.
35. Научная картина мира.
36. Наука и искусство.
37. Наука и религия.
38. Наука в общем культурном проекте.
.
Словарь ключевых терминов
Абстрагирование — способ замещения чувственно данного объекта мысленным конструктом (абстрактным объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур — отвлечения и пополнения, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества соответствующих чувственных данных, с другой стороны, в это содержание привносится новая информация, никак не вытекающая из этих данных. Так, формируя такой абстрактный объект геометрии как треугольник, квадрат, куб и т. п., на первом этапе отвлекаются от всех чувственно данных характеристик пространственных объектов, кроме их формы и размеров, а на втором этапе наделяют их такими свойствами как абсолютная прямизна линий, неизменность, непрерывностьи т. п. Результаты абстрагирования принято называть абстракциями.
Абстрактный объект — когнитивно представленный в теории объект научного познания, отображающий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. В современном научном познании абстрактный объект может репрезентировать не только соответствующее множество объектов эмпирического опыта, но и множество абстрактных объектов предшествующего уровня абстракции.
Абстракция — результат мысленного членения объекта познания с помощью абстрагирования, в результате которого в науке вырабатываются мысленные конструкты и устанавливаются связи между ними (понятия, суждения и др.)
Аддитивный и неаддитивный – получаемый путём сложения частей в целое или несводимый к свойствам частей.
Аксиология – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
Аксиома – исходное утверждение (предложение) научной теории, которая берётся в качестве истинного не недоказуемого, а из него выводится теорема.
Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких взаимоисключающих решений.
Амбивалентность - существование в структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (любовь и ненависть).
Анализ и синтез – разложение и соединение; в общем значении процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Тесно связаны с абстракцией, обобщением, структурой, классификацией. Выступают как взаимообусловленные логические процессы.
Анимизм - вера в душу и духов, влияющих на жизнь человека, животных и окружающий мир.
Антропогенный – порождаемый деятельностью человека, связанный с этой деятельностью.
Апологетика - защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращённых к разуму.
Априори – изначально; значение, полученное «до» и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
Артефакт – вещь, предмет целенаправленной человеческой деятельности.
Атрибут – придаю, наделяю; неотъемлемое свойство предмета без которого предмет не может существовать ни мыслиться.
Бифуркация - раздвоение, разделение, разветвление чего-нибудь; стадия возрастания (убывания) параметра, системы.
Бихевиоризм – поведение; психические явления, сведённые к отождествлению сознания и поведения, т.е. к связи стимула и реакции.
Бытие – философское понятие; 1). Понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. 2). Понятие наиболее общее и абстрактное, обозначающее существование человека вообще.
Валидность – (полноценность, пригодность, соответствие), качество методов психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
Вербальность - выраженный в словах, словесный.
Верификация - доказательство, проверяемость, подтверждение; понятие, употребляемое в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений, (теорий и гипотез), их эмпирической проверки.
Время – проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящее и будущего, выражая длительность и последовательность событий. Время неразрывно связано с изменением – без него нет времени.
Гедонизм – наслаждение; 1.разновидность теоретического обоснования нравственности, выводящего добро из наслаждения;
2.система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения.
Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.
Генерализация – обобщение, логический переход от частного к общему; подчинение частных явлений общему принципу.
Герменефтика – 1.теория и практика истолкования текстов; 2. Теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов в рамках философского течения.
Герменефтический круг – особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером.
Гештальт – целостный образ, целостная структура, формирующиеся в сознании человека при восприятии объектов, при представлении о них.
Гносеология – раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания.
Гомеостазис – тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулируемых систем и состоящий в поддержании параметров в допустимых пределах (терморегулятор).
Гомоденность и гетероденность – однородность и разнородность; видовые понятия.
Данное – понятие эпистемологии, обозначающее непосредсвенные элементы опыта.
Дедукция - умозаключение от общего к частному, от обобщений к конкретному общему утверждению.
Демиург – мастер, ремесленник; в переносном смысле – создатель, творец.
Деонтология – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, моральных требований, нормативов.
Дескриптивный - описывающий, констатирующий отношения между элементами текста.
Детерминизм – учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений природы и общества.
Дефиниция – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные черты предмета или значения.
Деятельность – специфический человеческий способ отношения к миру, предметная деятельность, преобразующая природу для себя.
Дискурсивный – совершаемый путем логических умозаключений в отличие от интуитивного.
Дихотомия - разновидность классификации: деление целого на две части.
Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Знание — кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от «г средств кодификации сознанием информации перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и неявное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное и др.
Идеология – система взглядов, идей, характеризующих социальную группу, класс, политическую партию, общество.
Идентификация – установление определенных признаков тождества различных объектов.
Идеографический метод – обозначение метода наук о культуре, состоящего в описании индивидуальных особенностей исторических фактов.
Изоморфизм и гомоморфизм – (одинаковая и подобная форма); понятие, характеризующее соответствие между структурами объекта.
Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).
Императив - безусловное, настоятельное требование.
Имплицитный – подразумеваемый, неявный, противоположный.
Индукция - умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям.
Инкубатор (инновационный центр) — здание или несколько зданий, где на ограниченный срок на условиях льготной аренды размещаются вновь создаваемые малые фирмы.
Интенциональность – (стремление), первичное смыслообразующая устремленность сознания к миру, предмету, предметная интерпритация отношений.
Интернализм – (внутренний), методологическое направление в истории философии науки, признающее движущей силой развитие внутренние интеллектуальные факторы.
Интерсубъективность – надличность, трансиндивидуальность духовной деятельности. В науке выражает общезначимость, обязательность, принудительность, всеобщность рациональной логической сферы знания.
Интерпретация – истолкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.
Ирроциональность – не постигаемый разум, такой, который не может быть выражен в логических понятиях. Отрицающий возможность логического познания, признающий инстинкт, веру основным инструментом познания.
Истина — такое содержание знания (данных чувственного опыта, интуиции, суждений, теорий, когнитивных систем), которое тождественно (в определенном интервале) предмету знания.
Исчисление предикатов – расширение исчисления высказываний путем формализации выводов, основывающаяся на внутренней структуре высказывания.
Казуальный – случайный, единичный.
Катарсис – очищение, понятие, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека.
Категории – высказывание, свидетельство. Формы осознания в понятиях всеобщих способах отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
Каузальный – причинный.
Контекст – соединение, связь; относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.п.
Континуум – непрерывность явлений, процессов.
Конформизм – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие господствующих мнений, существующего порядка вещей, беспринципность.
Концепция - 1. система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе; 2. замысел, определяющий стратегию действия при осуществлении реформирования проектов, планов, программ.
Критерий истины – мерило для оценки. Средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения. Критерием истины является общественная практика.
Лабильный – нестойкий, изменчивый, неустойчивый.
Логика науки — совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории (множество правил вывода и определения). Среди важнейших логических методов построения научных теорий выступают дедукция и конструктивно-генетический метод.
Метафизика – (что после физики) философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.
Методология – 1. Совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; 2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной деятельности.
Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов, убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции людей.
Мистицизм – религиозно-идеалистическое воззрение, основанное на мистике; учение о том, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом.
Модальный - характеризующий суждение в зависимости от его достоверности.
Моделирование — метод исследования объектов природного социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей на оригинал. Эффективность и эвристичность данного метода вытекает из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется.
Модель — опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции.
Модус – философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.
Мотивация – наличие причинно-следственной связи между какими-то действиями, явлениями, поступками.
Мысленный эксперимент — совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным.
Наука — социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
Наблюдение — получение фактуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и рпреациональных средств. При этом решающая роль с принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность.
Наукоемкая отрасль — отрасль производства или услуг, в которой преобладающее значение имеют наукоемкие технологии.
Наукоемкая технология — технология, при использовании которой объемы ИР превышают среднее значение этого показателя в определенной области экономики (обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. п.).
Научная деятельность — специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью — производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами — различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.
Научный закон — форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.
Научная истина — множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом.
Научная проблема — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. Очевидно, что научная проблема есть выражение субъект- объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социальной социологии и психологии науки.
Научная рациональность — специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией всех основных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности рационального знания. Научная рациональность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования представлениях об идеале научного знания и способах его достижения.
Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.).
Научный метод — собирательное имя для обозначения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и применения (использования) научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична и для разных типов наук (математика, естествознание, инженерные, исторические и гуманитарные науки) и для качественно различных уровней одной и той же науки. Для комплекса гуманитарных и социальных наук в качестве специфических и наиболее значимых средств выступают понимание, исторический метод, синхронный и диахронный анализ структур и эволюции предмета исследования и т. п.
Неопозитивизм – одно из основных направлений философии ХХ века, современная форма позитивизма, претендующая на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых современной наукой.
Обобщение — метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений.
Обскурантизм – крайне враждебное отношение к науке и просвещению, мракобесие.
Онтология - учение о бытии, о сущем, его формах и фундаментальных принципах, определениях и категориях бытия.
Операционализм - направление, рассматривающее научное понятие ни как отражение объективной действительности, а как логические построения, возникающие в результате различных операций.
Опыт — категория для обозначения процесса и результатов деятельности сознания во всех его проявлениях: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объектное и рефлексивное, индивидуальное и коллективное, направленное во вне и во внутрь сознания. В более узком значении, наиболее часто употребляемом в науке, «опыт» обозначает «чувственное» или «эмпирическое» познание объекта, осуществляемое в ходе непосредственного контакта с ним с помощью приборов. Бинарной оппозицией «опыта» в этом узком его значении является понятие «теория».
Основание – необходимое условие, являющееся предпосылкой существования каких-либо явлений и служащие их объяснением.
Парадигма – (пример, образец) система представления, основных концептуальных установок и т.п., характерная для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом.
Партикуляризм – политическая разобщенность, раздробленность, движение к обособлению частей государства.
Перцепция – (восприятие), чувственное отражение вещей в сознании через органы чувств.
Позитивизм – философское направление субъективно-идеалистического характера, исходящее из того, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только на основе опыта, в результате описания и систематизации фактов, а не их объяснения, и отрицающее философию как науку, занимающуюся исследованием реальности.
Понятие - одна из форм отражения мира на ступени сознания, связанная с применением языка, обобщения.
Постмодернизм - направление, стиль в искусстве после модернизма.
Постулат - утверждение (предложение) научной теории, принятое в ней в качестве исходного, истинного, но недоказуемого в её рамках. Иногда постулат - синоним аксиоме.
Прибор — познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функциональным характеристиками — на приборы-усилители, анализаторы, преобразователи и регистраторы.
Презумпция - предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.
Принцип предосторожности — принцип, применяемый при оценке новых технологий перед тем, как дается разрешение на их применение. В соответствии с этим принципом при возникновении разумных сомнений в безопасности новой технологии те, кто ее создал и намерен применять, должны представить убедительные аргументы в пользу ее безопасности.
Профессиональная ответственность — ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получаемых результатов, за добросовестное выполнение других профессиональных ролей, за сохранение ценностей сообщества.
Разработки — проектирование, изготовление и испытание опытных образцов изделий, внесение корректив по результатам испытаний и выполнение всех прочих действий, предшествующих серийному производству и сбыту продукции.
Разум — сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельности. Одним из оснований деятельности разума выступают результаты рассудочной сферы сознания. В области мировозрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия.
Рассудок — сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование результатов перцептивного (чувственного) познания бытия. Основными средствами такого моделирования являются законы и правила формальной логики.
Рациональность — тип мышления (и соответствующего ему продукта — рационального знания), обладающего следующими необходимыми свойствами:1) языковая выразимость (дискурсивность); 2)определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3)системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область), 4)обоснованность (существование логических связей) между суждениями); 5)открытость для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления; 6)рефлексивность (самоуправляемость процесса мышления); 7)способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт.
Рационализм – направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе отрицающее значение чувственного восприятия в процессе познания.
Регион науки — территория, в экополитике которой главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые наукоемкие технологии и производства, основанные на применении этих технологий.
Регулятив - направляющий, вносящий порядок, планомерность.
Регулятивные принципы – принципы соответствия, инвариантности, наблюдаемости в симметрии простоты, фальсифицируемости. Выступают в роли философско-методологических норм и идеалов научного познания.
Редуцировать – уменьшаться в размере, становиться проще по строению; отмирать.
Редукция – возвращение, отодвигание назад; сведение сложного, к простому.
Редукционизм - направление в философии и методологии науки, видящее в редукции генеральную линию развития научного познания; методологический приём сведения к чему-либо.
Релевантность – (существенный, уместный), обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку.
Рефлексия — форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания.
Репрезентативный - представительный, показательный в каком-то отношении, характерный.
Сакральный – (священный, обрядовый) персонажи религиозных писаний.
Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.
Сенсуализм – (чувства, ощущения) философское направление, в котором источником и основанием знания являются чувства.
Силлогистика – умозаключение, в котором из двух данных суждений получается третье.
Силлогизм – умозаключение, состоящее из 2-х суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).
Синергия - совместное действие, вариант организации – совокупное действие превышает сумму действий по отдельности.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство в т.ч. с внешней средой.
Созерцание – чувственная ступень познания, связанная с понятием интуиции, активный процесс, связанный с жизнедеятельностью человека.
Социология науки — область социологических исследований, изучающих науку как социальный институт. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения, обеспечивающие функционирование и развитие науки, так и взаимоотношения науки с другими институтами современного общества.
Социальная ответственность — ответственность отдельного ученого и научного сообщества перед обществом. Первостепенное значение при этом имеет безопасность применения тех технологий, которые создаются на основе достижений науки, предотвращение или минимизация возможных негативных последствий их применения, обеспечение безопасного как для испытуемых, так и для остального населения и для окружающей среды проведения исследований.
Софизм – рассудительность, философское знание, мудрость. Ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном нарушении логики.
Сравнение — эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т. п. С принципиальной точки зрения (т. е. в общеметодологическом плане) сравнивать между собой можно любые мыслимые объекты, но при условии, что сравнение производится лишь по какому-либо точно выделенному в них признаку, свойству, отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции.
Сущее - категория антологии, обозначающее совокупность проявления бытия.
Схоластика – знание, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом.
Телеология – способ понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важнейшими понятиями являются цель, функция, роль, смысл.
Теоретизм — одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности (или ложности) любых утверждений науки и особенно фундаментальных научных теорий (парадигм) является не их соответствие конкретным эмпирическим данным, а их внутренняя непротиворечивость, конструктивная полезность, приемлемость для научного сообщества и органическая «вписываемость» (гармония) в структуру наличного (непроблематизированного) научного знания.
Теоретическое знание — уровень научного знания между эмпирическим и метатеоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического; знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры).
Теория познания – (гнессеология) учение, раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структура его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.
Технологический императив — суждение, в соответствии с которым все то, что становится технически осуществимым, неизбежно будет реализовано. Это суждение, однако, не подтверждено какими бы то ни было эмпирическими данными; напротив, люди отказываются, часто по моральным соображениям, от осуществления многих практически достижимых проектов.
Технополис — город, в экополитике которого главную роль играют научные центры и наукоемкие отрасли производства и сферы услуг.
Точность – 1. Качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие стандарту, норме, образцу. 2. В методологии науки степень соответствия научной реальности в рамках научной теории.
Трансцендентальный – (выходящий за пределы) определение бытия шире традиционных категорий; характеризует попытку создать чисто умозрительную теорию бытия.
Универсум – термин, обозначающий всю объективную реальность в пространстве и во времени. В философии – это элементарные объекты изучаемой области, их виды (множества индивидов). Мир как целое.
Уровни научного знания — качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический; теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.
Утилитаризм - позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.
Факт — опытное звено, участвующее в построении эмпирического и теоретического знания, некая эмпирическая: реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства; 2) информационную составляющую (информационные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику— средству фиксации фактов;
3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента);
4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.).
Фальсификация – один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий). Посредством их опровержения путем сопоставления с полученными империческими данными.
Формализация — совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов.
Философия науки — раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной и т. д. Содержание и проблематика философии науки существенным образом зависит от того или иного понимания предмета и задач философии (позитивизм, герменевтика, структурализм, экзистенциализм и т. д.).
Флуктуация – случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа элементов, от ее среднего значения.
Фундаментализм - общее название религиозного учения.
Фундаментальная наука — исследование законов природы и общества, направленное на получение новых и углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах. Целью таких исследований является расширение горизонта науки. Решение конкретных практических задач при этом, как правило, не предусматривается. Иногда в англоязычной литературе различают «базовые» исследования и «фундаментальные». Первые считаются «чистой наукой», далекой от практики, накоплением знаний ради знаний, вторые направлены на получение знаний, которые когда-нибудь принесут практическую пользу.
Холизм – (целое), философия целостности, близкая по своим идеям к теории эмерджентной эволюции, используется для обозначения принципа целостности.
Эвристический – относящийся к эвристике. Эвристика - система обучения путем наводящих вопросов.
Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.
Экзистенциальный – иррационалистическое направление в современной философии (разновидность субъективного идеализма).
Эклектика - неорганичное чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов и т.п..
Эксперимент — метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эксперимент можно определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с целью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор) позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональной ступеней познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий. «Слово «эксперимент» относится к такой ситуации, когда мы можем сказать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор).
Экспликация – истолкование, объяснение чего-либо в явном, наглядном виде, логико-методологический приём замещения неточного понятия точным, научным, когда недостаточно определенного научного знания о предмете.
Эксплиципный – явный, определенно недвусмысленно выраженный.
Экстраполяция — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или тео рии с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).
Экстернализм – направление в философии и историографии науки представители которого считают, что основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества.
Элиминировать – произвести удаление, исключение, устранение.
Эмерджентность – появление, возникновение.
Эмпатия – (чувствование, проникновение), понятие в философии и психологии, означающее восприятие мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопережевания его душевной жизни.
Эмпирическое знание — низшая степень (уровень) рационального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной отработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общеэмпирические высказывания, графики, естественные классификации и др.). Необходимо отличать эмпирическое знание, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой от теоретического.
Эмпиризм — одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному множеству эмпирических (чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции является такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители – Дж.Милль, Р.Карнап, К.Поппер и др.
Энтропия – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или счетным числом ходов.
Эпистемология – теория познания, гносеология.
Эсхотология – учение о конце света, входящее составной частью во многие религии.
Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии, направленной на моральные аспекты, как научной деятельности, так и на взаимоотношения науки с обществом в целом.
Этическая экспертиза — предваряющая исследование проверка того, связано ли исследование с риском для здоровья, благополучия и достоинства испытуемых, сопоставим ли этот риск с теми выгодами, которое им может принести участие в исследовании, обеспечено ли надлежащее информирование испытуемых и гарантирована ли добровольность их участия в исследовании. Этическая экспертиза предваряет каждое биомедицинское исследование, а в США и некоторых других странах — каждое исследование, в котором человек участвует в качестве испытуемого.
Этический комитет — структура, проводящая этическую экспертизу. В состав этического комитета входят ученые-специалисты в данной области знаний, но не те, кто так или иначе связан с исследователями; представители медицинского персонала; юристы, священники и т. п. — лица, не являющиеся профессионалами. Этический комитет должен быть независим от исследователей, проект которых подвергается экспертизе, и от администрации научного или медицинского учреждения, в котором намечается проводить исследование. Одобрение этического комитета является необходимым условием проведения исследования.
Этос науки - понятие философии науки, обозначающее совокупность моральных норм, принятых в научном сообществе, одна из стабильных характеристик в научной деятельности.
.
С о д е р ж а н и е
От составителя 3
- Часть 1 курс лекций______________________________________________________
- 1.1. Философия и наука
- Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки
- Функции и роль философии в научном познании
- 1.2. Философские дисциплины, изучающие науку
- 1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения
- 1.2.2. Философия науки: становление и этапы
- 1.2.3. Методология науки
- 1.2.4. Логика науки
- 2.1. Научное понятие
- 2.1.1. Понятие с логической точки зрения
- 2.1.2. Формирование и функционирование научных понятий
- 2.2. Научный закон
- 2.2.1. Определение и характеристика научного закона
- 2.2.2. Операционально-методологическая сторона научного закона
- 2.2.3. Классификация законов
- 2.2.4. Функции научных законов
- 3.1. Общая структура
- 1). Предельно общие методологические установки.
- 2). Общенаучные методологические установки.
- 4). Специальные методики.
- 3.2. Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
- 3.3. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
- 4.2. Проблема и проблемная ситуация
- 4.3. Проблема как научное утверждение
- 4.4. Понятие об адекватно сформулированной проблеме
- 4.5. Этапы постановки проблемы
- 4.6. Динамика проблем в научном познании
- 5.1.1. Становление и развитие научной теории
- 5.1.2. Понятие о теоретической схеме
- 5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы
- 5.1.4. Объединяющая модель развития научных теорий
- 5.2. Проверка и принятие научной теории
- 5.2.1. Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты
- 5.2.2. Принятие теории
- 5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс
- 6.1.2. Метод гуманитарных наук
- 6.1.3. Цель гуманитарного познания
- 6.1.4. Функции гуманитарного знания
- 6.1.5. Единая наука или два региона
- Общий методологический проект: понимание и объяснение
- 6.2.1. Возникновение проблемы «понимание / объяснение» и
- Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
- 6.2.3. Интерпретация как метод гуманитарных наук
- 7.1.1. Проявления модернизации
- 7.1.2. Феномен техники
- 7.1.3. Противоречивые плоды науки
- 7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании
- 7.2. Наука и глобальные проблемы
- 7.2.1 Определение и классификация глобальных проблем
- 7.2.2. Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
- 7.2.3. Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
- 7.2.4. Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
- 8.1. Социология науки как дисциплина
- 8.2. Организационные формы науки
- 8.2.1.Институционализация науки. Формирование научных дисциплин
- 8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности
- 8.2.3. Неформальные общности: исследовательские группы, научные
- 8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества
- 8.2.5. Научные коммуникации
- 8.2.6. Проблемы динамики науки
- 9.1. Научная картина мира
- 9.1.1. Понятие о научном мировоззрении
- 9.1.2. Что такое научная картина мира?
- 9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке
- 9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании
- 9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
- 9.2.1. Уровни воздействия социокультурных факторов
- 9.2.2. Культура как исходный смысловой горизонт науки
- 9.2.3. Научная рациональность и социокультурные параметры
- 9.2.5. Тип рациональности
- 9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей
- Часть 2 тематика и содержание семинаров____________________
- 1.1. Познание и его виды.
- Понятие субъекта и объекта
- 1.3. Компоненты познания
- 1.4. Источники и виды знания.
- 1.5. Знание явное и неявное
- 2. Наука как система знания и как вид деятельности.
- 2.1. Основные черты научного знания
- 2.2. Динамизм и незавершенность науки
- 2.3. Единицы научного знания
- 3. Наука как деятельность
- 3.1. Научная деятельность как способ постижения мира
- 3.2. Параметры научной деятельности и их сущность
- 3.2.1. Характер
- 3.2.2. Цель
- 3.2.3. Предмет
- 3.2.4. Средства
- 3.2.5. Ценность
- 4. Проблема истины
- 4.1. Проблема определения истины
- 4.2. Проблема критериев истины
- 4.3. Поиски универсальной концепции истины
- 5. Проблема научного метода
- 5. 1. Методологические понятия.
- 5.2. Определение научного метода
- 6.1. Дедуктивная объяснительная схема к. Гемпеля
- 6.2. Базис и структура как основания характеризации объяснений
- 6.3. Разнообразие оснований объяснения
- 6.4. Стандарты понимания
- 6.5. Прагматические факторы в структуре объяснения
- 6.6. Научное предсказание
- 7.1. Первоначальная постановка проблемы
- 7.2. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты
- 7.3. Современное состояние проблемы различения
- 7.4. Проблема независимости эмпирического уровня от теоретического
- 7.5. Связи между уровнями. Правила соответствия
- 8. 1. Описание
- 8.2. Сравнение
- 8.3. Измерение
- 9.1. Структура и классификация наблюдения
- 9.2. Основные характеристики научного наблюдения
- 9.3. Отличие наблюдения от эксперимента
- 9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
- 9.5. Проблема объективности результатов наблюдения
- 9.6. Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
- 9.7. Наблюдение в современной науке
- 10.1. Экспериментальный метод в истории науки
- 10.2. Структура и логическая схема эксперимента
- 10.3. Классификация экспериментов
- 10.4. Многофакторный эксперимент
- 10.5. Этапы экспериментального исследования
- 10.6. Эксперимент и теория
- 10.7. Автономия экспериментальных практик
- 10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента
- 11.1. Моделирование в истории науки
- 11.2. Показания к моделированию
- 11.3. Этапы и структура моделирования
- Построение модели;
- Изучение модели;
- 11.4. Классификация моделей
- 11.5. Проблема сходства оригинала и модели
- 11.6. Логические аспекты этапа экстраполяции
- 11.7. Моделирование как познавательный процесс
- 11.8. Функции моделей в научном познании
- 11.9. Трудности современного моделирования
- 12.1 Индуктивная направленность стадии
- 12.2. Применяемые методы
- 12.3. Ограничения статистического мышления
- 13.1. Логические действия
- 13.2. Подходы и методы
- 13.2.1.Аксиоматический метод.
- 13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод
- 13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной
- 13.2.4. Существует ли индуктивный метод?
- 13.3. Исторический подход
- 13.4. Другие теоретико-методологические подходы
- 14.1. Определение научного факта
- 14.2. Роль фактов в научном познании
- 14.3. Факт в структуре научного знания
- Инвариантный;
- 14.4. Логическая форма факта
- 14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта
- 15.1 Классификация гипотез
- 15.2. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации
- 15.3. Логико - методологические требования к научной гипотезе
- 15.4 Гипотезы ad hoc
- 15.5 Стадии работы над гипотезой
- 15.6. Проверка и принятие научной гипотезы
- 16.1. Исходные соображения
- 16.2. Функции научной теории
- 16.3. Классификация научных теорий
- 16.4. Структура научной теории
- 16.5. Теории и ход научного познания
- 17.1. Научное сообщество
- 17.2. Парадигма
- 17.3. Нормальная наука
- 17.4. Научная революция как смена парадигм
- 17.5. Проблема рациональности и другие проблемы,
- 18. Рост научного знания: разрывы и преемственность
- 18.1. Формулировки проблемы несоизмеримости
- 18.2. Интертеоретические отношения
- 18.3. Преемственность научных теорий
- 18.4. Обновление или разрушение?
- 19.1. Современные сюжеты проблемы реальности
- 19.2. Подходы к общему определению понятия рациональности
- 19.3. Принципы оценки и сравнения научных теорий
- 20. Крупные и малые изменения в науке
- 20.1. Крупные преобразования — революции
- 20.2. Типология крупных изменений
- 20.3. Непрерывная динамика и прогресс
- 21. Вопросы научного творчества
- 21.1. Методология науки и творчество: контекст открытия
- 21.2. Модели научного поиска
- 21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая
- 21.4. Структурно-системная модель научного поиска
- 21.5. Когнитивный подход
- 21.6. Научное творчество и психологические факторы
- 21.7. Проблема мотивации творчества
- 21.8. Другие факторы, влияющие на творчество
- 22.1. Особенности и тенденции современной науки
- 22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого
- 23. Ответственность ученого. Этика науки
- 23.1 Основной вопрос этики науки
- 23.2. Этика и деонтология
- 23.3. Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности
- 23.4. Научное познание: свобода и контроль
- 23.5. Проблема ответственности
- 23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем
- 24. Научное сообщество как социальная группа
- 24.1. Мертон р. И концепция этоса науки
- 24.2. Образ научного сообщества в современной социологии науки
- 24.3. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества
- 25. Функционирование науки и факторы общественной жизни
- 25.1. Экономические факторы
- 25.2. Политические факторы
- 25.4. Наука и сфера образования
- 26. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
- 26.1. Социальные функции науки
- 26.2. Проблема легитимации науки
- 26.3. Проблема свободы научных исследований
- 27. Наука и искусство
- 27.1 Различие и сходство
- 27.2. Влияние науки на искусство
- 27.3. Влияние искусства на науку
- 27.4. Идея единого художественно-научного познания
- 28. Наука и религия
- 28.1. Религиозные представления в основаниях науки
- 28.2. Современная наука и религиозная идея
- 28.3. Проблема совместимости науки и религии. Вера и разум
- 29. Наука в общем культурном проекте
- 29.1. Наука как продолжение культурного проекта
- 29.2. Исторические разновидности познавательных проектов
- 29.3. Современный культурный проект
- Часть 1 Курс лекций
- Часть 2 Тематика и содержание семинаров