logo
Методический комплекс новый

1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения

Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин: «философия, логика и методология науки». Это комплексное философское направление, занимающееся мно­госторонним анализом научно-познавательной деятельности: проблема­ми ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпо­сылок и условий научной деятельности.

Само понятие науки многозначно. Так, принято различать следующие разновидности:

  1. наука как система знаний;

  2. наука как деятельность;

  3. наука как социальный институт;

  4. наука как культурно-исторический феномен.

Поэтому столь сложный предмет, каким является наука, изучают во многих плоскостях. Но можно выделить два наиболее общих контекста, к которым с известной долей условности можно свести изучение научной деятельности. Это когнитивный и социально-культурный контексты науч­ного познания.

К когнитивной плоскости относят внутренние теоретико-познавательные, методологические и логические аспекты. Но для науч­ной деятельности характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными факторами. Эти взаимосвязи, относят к социально-культурному контексту анализа научного познания.

Следует отметить также, что наука изучается не только на обобщенно-философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и других, где формируются соответствующие разделы (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины вокруг многостороннего изучения науки — науковедение. Ведущую роль в нем играют наиболее общие, т.е. философ­ские, дисциплины. Однако непроходимой пропасти между философией науки и специальными науковедческими направлениями нет. Философия науки активно использует материал конкретных исследований, и, соот­ветственно, специальные дисциплины существенно связаны с исходными установками и концепциями философии науки.

Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и со­циально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тен­денцией последних десятилетий является как раз их неуклонное сближение. Когнитивный и социально-культурный контексты переплетаются сложным образом как в самой науке, так и в описывающих ее философско-науковедческих концепциях.