logo
Методический комплекс новый

9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании

Как функционирует научная картина мира в общем рациональном проекте познания действительности?

Прежде всего, научная картина мира (НКМ) не является застывшим слеп­ком, моментальной фотографией состояния научных знаний. Она больше похожа на совокупность сосуществующих вариаций в некотором допусти­мом диапазоне. Она реагирует на те или иные изменения в массиве научных и философских представлений. НКМ постоянно воссоздается в различных интерпретативных системах, обсуждается и корректируется с различных точек зрения. Несмотря на известную консервативность, НКМ тоже под­вержена изменениям, и под влиянием научных достижений (а также, хотя и в меньшей степени, философских разработок) она может постепенно видо­изменяться, корректироваться и пересматриваться. Можно даже предпо­ложить, что она всегда находится в режиме непрерывного, очень медленно­го изменения. В периоды больших революционных изменений НКМ претерпевает более интенсивную и радикальную модификацию.

НКМ не представляет второстепенный интерес для науки. Наоборот, она является действительно работающим теоретическим образованием.

Место НКМ среди прочих концептуальных систем можно указать сле­дующим образом. Исходным контекстом, или объемлющей средой любых теоретических построений, является общее мировоззрение той или иной эпохи (М). Наиболее проработанная и оформленная рацио­нальными средствами часть мировоззрения — это область философских систем и концепций (Ф). В концептуальном поле философствования раз­рабатывается и общая научная картина мира (НКМ).

Место научной картины мира в структуре концептуальных систем

В научных исследованиях задействуется, как правило, не вся НКМ (тем более что она, как говорилось выше, может включать различные несогласованные между собой области знания). Всякая научная область использует преимущественно свою собственную картину, имеющую максимально приближенный к специфике научной дисциплины характер, — специальную картину мира (СКМ), или дисциплинарную онтологию. На­пример, существует, более или менее, определенная, физическая СКМ, в которой при желании можно увидеть и такие образования более детали­зированного характера, как термодинамическая СКМ, оптическая СКМ, СКМ механики сплошных сред и т.п. Именно из ресурсов той или иной СКМ исследователь черпает в первую очередь исходные идеи при пост­роении теоретической схемы (ТС) для конкретных теоретических нужд. Напомним, что теоретическая схема — это внутренне согласо­ванная система абстрактных объектов, непосредственно входящих в осно­вание научной теории. В отличие от представлений из области СКМ, имеющих широкий масштаб охвата явлений и носящих не очень строгий характер, абстрактные объекты, входящие в ТС, подлежат максимально­му уточнению, становятся полноценными научными понятиями теории.

Следует отличать составляющие СКМ от составляющих ТС. Так, по B.C. Степину, помимо различия в широте и характере охвата явлений, они отличаются еще и тем, что принадлежат к разным типам идеальных объектов: относительно объектов теоретической схемы формулируются законы, относительно объектов картины мира — принципы. Абстрактные объекты ТС — идеализации, их нетождественность действительности очевидна; конструкты же СКМ, тоже, будучи идеализациями, онтологизируются, отождествляются с действительностью. Но ТС, всегда отличаясь от СКМ, обязательно связана с ней. Эти связи обеспечиваются особыми процедурами отображения. Благодаря имеющимся взаимосвязям абстракт­ные объекты ТС и конструкты КМ могут обозначаться одним и тем же термином, который в разных контекстах обретает разный смысл (напри­мер, то, что в ТС является вектором электрической напряженности поля, в НКМ является электрическим полем как состоянием мирового эфира и т.п.). Процедуры отображения теоретических схем на НКМ обязательны в развертывании теории, т.к. с их помощью обеспечивается функциониро­вание научной теории, ее применение для объяснений и предсказаний. Если законы теории сформулированы на языке математики, то их семан­тическая интерпретация — это отображение на НКМ, а эмпирическая интерпретация — это отображение ТС на ситуации реального опыта.

Итак, исследователь, работая в рамках какой-либо ТС, наделяет ее онто­логическим статусом, т.е. приписывает самой реальности существенные при­знаки ТС, или, «проецирует» свою рабочую ТС на внешнюю концептуальную систему — на СКМ. Иными словами, СКМ является для исследователя ближайшим образом самой реальности. Кроме того, СКМ неявно конденсирует в себе и методологические воз­можности исследователя, т.е. отражает представления об операционально доступных онтологических характеристиках мира — о том, что и каким способом может быть измерено, вычислено, подтверждено экспериментом или наблюдением.

Таким образом, задействованная в исследовании научная картина мира является для ученого важным концептуальным образованием, которое играет роль посредника как между различными научными областями, так и между специальным теоретическим ракурсом и представлениями из бо­лее обширного, социально-культурного контекста. НКМ оказывается свое­образным каналом, по которому происходит взаимодействие сугубо науч­ного и широкого социокультурного контекстов, достигается их резонанс в сознании ученого. Так, в первую очередь именно на материале НКМ (ко­торый отсылает к более общим представлениям общенаучного, метафизи­ческого и фундаментально-мировоззренческого характера) формируется ядро работающей научно-исследовательской программы (НИП). Напом­ним, что ядро НИП содержит базовые метафизические и методологические положения, которые используются исследователями в ходе научного про­движения, в серии сменяющих друг друга теорий.

Итак, научная картина мира — определенная интерпретация суммы научных знаний, имеющихся в данный момент времени; она строится совместным усилием ученых и философов. Картина мира стремится дать це­лостный, максимально наглядный образ универсума. Она находится на пере­сечении представлений, идущих из науки, с обширным полем общекультур­ных смыслов. Картина мира представляет собой некую совокупность вариаций в допустимом диапазоне, она находится в режиме непрерывного медленного изменения. Она является не только осмыслением научных ре­зультатов, но и концептуальной средой, поддерживающей научное продви­жение; для научного познания она выступает в качестве работающего теоре­тического образования. Прежде всего, она является для ученого ближайшим образом самой реальности, а также характеризует его методологические воз­можности. Картина мира играет роль посредника как между дисциплинами, подсказывая, откуда черпать материал для создания схем, так и между на­укой и широким социокультурным контекстом. На основе ее содержания формируются ядра научно-исследовательских программ. Для философов научная картина мира является каналом доступа к научным знаниям.