logo
Методический комплекс новый

3.2.3. Предмет

На что направлена научная деятельность, что является точкой ее прило­жения? Самый простой ответ, который напрашивается, — это реальность.

Научное познание направлено на достаточно разнородную совокупность предметов, явлений, процессов окружающей действительности. Многие из этих феноменов попадают в поле зрения человека в процессе его повседнев­ной жизнедеятельности, например, это растения, минералы, вещества и т.п. Свойства этих предметов изучают соответствующие науки: биологические, геологические и т.д. Однако наука занимается и такими объектами, которые не могут появиться в повседневности, а являются производными от самой научной деятельности, открываемыми или даже создаваемыми ею. Напри­мер, таковы объекты микромира, процессы далекого прошлого, абстрактные математические структуры. Язык, который использует современная наука, часто оказывается весьма далеким от сфер повседневного мышления.

Утрата наглядности, понятности предметов научной деятельности стала причиной напряженных дискуссий рубежа XIX-XX вв. об отрыве науки от твердой почвы опыта, о природе научного знания вообще. Эта проблема сохраняется и до сегодняшнего дня. Для того чтобы понимать, чем занимается наука, нельзя быть «посторонним» ей; нужно как бы уже находиться внутри ее способа мышления, смотреть на мир с ее точки зрения, компетентно пользоваться ее специальным языком. Сегодня для пол­ноценного понимания того, что в действительности является предметом научного исследования, необходимо иметь соответствующее серьезное образование. Отсюда берет свое начало проблема интерпретации научного знания, его понимания не только непрофессионалами, но и самими учеными.

Предмет научной теории, т.е. то, о чем в действительности говорит тео­рия, называется ее референтом. Проблема референта научных теорий — это проблема поиска реальности.

В настоящий момент проблема референта научных теорий далека от удовлетворительного решения.

В современных обсуждениях тем научного реализма особо подчер­кивается роль технологий в теоретическом конструировании картины исследуемой реальности. Объект, который еще вчера вводился только гипотетически, сегодня, погру­женный в сферу технологических возможностей, сам становится сред­ством для дальнейшего научного продвижения, для изучения других сущностей.

Проблема рефе­рента теории возникает в науке тоже из сугубо внутренних, концептуальных соображений. Так, обострение интереса к референту теории происходит в ситуациях значительной модификации научного продвижения, выхода к новым горизонтам науки; в этих обстоятельствах усложняется проблема интерпретации научного знания. (Яркий пример — ситуация с квантовой механикой.) Но ведь и предметы повседневного опыта наука берет не цели­ком, как они есть, не во всем бесконечном многообразии свойств. Они тоже берутся под определенным теоретическим углом зрения, и, в принципе, уже здесь можно увидеть начало проблемы референта теории.

Итак, наука активно формирует собственный предмет изучения. Это одно из проявлений концептуальной свободы научного поиска.