logo
Методический комплекс новый

23.2. Этика и деонтология

В рамках этики следует выделять особую область, называемую деонтологией. Этот термин предложил в XIX в. английский философ И. Бентам для названия теории морального поведения. Деонтология науки имеет более узкую и конкретную сферу приложения, чем этика науки в широком смысле. Разумеется, в деонтоло­гии преломляются различные этические концепции, но в целом она доста­точно специализирована, нацелена на рассмотрение конкретной профессии и ее внутренних аспектов. Этика науки как анализ широкого социально-этического контекста науч­ной деятельности и деонтология науки могут быть несколько упрощенно представлены как внешняя и внутренняя этика научной деятельности.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого тре­буется повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, выражаемое даже в некотором педантизме. Это сочетание строгого от­ношения и одновременно известной терпимости к мнениям других ученых. Ученый должен уметь относиться максимально беспристрастно и к своим собственным, и к чужим взглядам. Это означает и способность отделять идеи от личностей: умение без обиды выдерживать и принимать критику в свой адрес, критиковать других только уважительно и только конструктивно. Поэтому долг науч­ной вежливости состоит в точном цитировании источника, в указании тех работ, которые существенно повлияли на формирование собственной точки зрения, в освещении в своих публикациях круга родственных работ вне зависимости от своего личного к ним отношения. Кроме того, принято благодарить на страницах научного текста за помощь (материальную, концептуальную) в проведении собственного исследования.

И конечно, важнейшим деонтологическим требованием является научная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты, манипулировать данными, представлять на суд сообщества со­знательно недостоверный материал, имитировать экспериментальную деятельность, которая на самом деле не проводилась, публиковать только поло­жительные результаты своих исследований, умалчивая об отрицательных и т.п. Лицо, прибегающее к подобного рода действиям, теряет уважение профессионалов и автоматически перестает входить в научное сообщество, т.к. оно организовано этико-деонтологическими отношениями и, по сути дела, только ими.

Добавим, что научная добросовестность приобретает в наше время осо­бое значение, когда эксперименты стали настолько сверхсложными и доро­гостоящими, что их никто не сможет повторить. В этом случае сама научность эксперимента, «становится делом чистой деонтологии», касающейся правильного использования инструментов, точности протоколов и отчетов и т.п. Наука должна быть честной и пре­дельно открытой; в этом плане эксперименты в закрытых лабораториях, связанные с секретностью (коммерческой, военной и т.п.), не могут счи­таться в строгом смысле научными.