logo
Методический комплекс новый

8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества

Проблема лидера весьма актуальна для всех сфер человеческой дея­тельности. Грамотное руководство научной деятельностью предполагает не только высокую научную компетенцию в избранной специальности, но и способность к организационной деятельности — умение подобрать состав сотрудников, распределить их обязанности, объединить группу для выполнения поставленной цели. Научная группа не может быть орга­низована по типу воинского подразделения; здесь не выполняют приказы, а объединяют индивидуальные способности и усилия с максимальным раскрытием креативного потенциала каждого участника. Неоднократно го­ворилось о том, что блестящим организационным талантом в полной мере обладал Энрико Ферми. Многие крупные ученые одновременно являлись прекрасными руководителями научных коллективов.

Что касается создания научной школы, то здесь требуется особое ли­дерство, выражающееся прежде всего в умении увидеть и открыть другим перспективы научного поиска, увлечь молодых ученых интересными идея­ми, т.е. здесь необходимо обладать стратегическим видением своей науки. Есть примеры, когда ведущие ученые оказывались законодателями в своей области, так что к ним приезжали учиться специалисты из многих стран, однако собственной школы, которая была бы отмечена новыми достиже­ниями, они не создали (это, например, К. Бернар, Г. Гельмгольц). Это означает, что для становления научной школы необходимо сочетание це­лого ряда условий. К ним можно отнести такие, как особые личностные качества лидера, его организаторские и интеллектуальные способности, владение перспективной методологией, общественный резонанс его дея­тельности, благоприятная административная среда, объективная востре­бованность его личных научных результатов.

Что касается личности самого руководителя, то в любом случае лидер­ства (в административно поддержанной исследовательской группе или же в традиционной научной школе) оптимальным, вероятнее всего, явля­ется определенное эффективное сочетание как профессиональных знаний, так и организаторских способностей.