logo
Методический комплекс новый

12.1 Индуктивная направленность стадии

Завершающей стадией эмпирического исследования является обобще­ние и обработка данных, полученных в ходе исследовательской работы. Заметим, что среди методологов нет достаточного единства в отношении того, как лучше представить эту стадию в общей структуре научной дея­тельности: ее можно или включать в эмпирический уровень (как его по­следний и высший этап), или же выделять в отдельный, промежуточный эмпирико-теоретический уровень. Но вне зависимости от того, куда мы отнесем этот этап, надо помнить о том, что он действительно имеет соб­ственную специфику.

Содержанием деятельности этого этапа исследований является заклю­чительная обработка эмпирического материала, в ходе которой нарабо­танный материал структурируется, обобщается и формулируется в виде эмпирических законов и регулярностей.

Под эмпирическими законами и регулярностями понимаются утверж­дения, суммирующие единичные данные и описывающие взаимосвязи между наблюдаемыми в опыте явлениями (величинами, состояниями, событиями и т.п.). Понятие «закон» по сравнению с регулярностью озна­чает более категоричную и универсальную форму суждения; сравним, например, утверждение-регулярность «все изученные в испытаниях тела при нагревании расширялись» и закон теплового расширения тел «все тела при нагревании расширяются». Конечно, исследователь всегда останавли­вается на некоторой конечной совокупности проведенных им испыта­ний, но формулируемый им эмпирический закон по своей форме прин­ципиально выходит за рамки имеющихся опытных данных, охватывая бесконечное множество однородных явлений данного класса.

Во время обобщения и обработки эмпирических данных используются некоторые процедуры и приемы теоретического уровня исследования. Во избежание путаницы необходимо сразу же решить вопрос о характеристике данной стадии как индуктивной. Действительно, общая направленность рассмат­риваемого нами этапа является индуктивной в смысле продвижения от фактов к обобщениям, от частного к общему. Но это ни в коем случае не означает, что данный этап со своей логической стороны может быть све­ден к процедурам индуктивных заключений. Тема индукции вообще явля­ется достаточно трудной. В методологии и логике науки сегодня предпочитают говорить не об индуктивных выводах, а об индуктивном поведении исследователя. Спорным также является вопрос о существовании единого индуктивного метода.