logo
Методический комплекс новый

20.3. Непрерывная динамика и прогресс

Однако не только из крупных изменений состоит продвижение науки. Ведь рутинный исследовательский процесс состоит, в конечном счете, из накопления малых успехов и изменений. И тема малых изменений чрезвычайно важна для понимания реальной динамики научного познания.

Действительно, бросающиеся в глаза крупные события в истории науки не должны заслонять от нас ежедневной динамики научных практик. Не следует представлять себе содержание научной деятельности как нечто монолитное, что переходит от одного устойчивого состояния к другому. Научное сообщество изначально состоит из гетерогенных подгрупп, отличающихся различными склонностями, исход­ными знаниями, предпочтениями, областями интересов и т.п. Кроме того оно состоит из разнородной попу­ляции индивидов-исследователей, чьи индивидуальные практики постоян­но модифицируются в результате взаимодействий ученых между собой и в результате интеракций с изучаемыми объектами. Причем разнород­ность сообщества следует только приветствовать, т.к. иначе невозможно было бы строить разные высказывания на одном и том же базисе свиде­тельств (и тем самым вообще порождать что-то новое). Когнитивные вари­ации среди членов научного сообщества вносят важный вклад в формиро­вание общего познавательного проекта.

Научные практики включают в себя множество компонентов — специальный язык, объяснительные схемы, постановку вопросов, принимаемые высказывания, инструментальные навыки и техники, признание авторитетов, методологические принципы. Изначальная гетерогенность индивидуальных практик охватывается (тем не менее) некоторой практикой, относительно которой научное сообщест­во выражает согласие. Разумеется, говоря о крупных и мелких преобразованиях в науке, мы подразумеваем, что они служат научному продвижению, т.е. прогрессивны. Это касается и революций, и малых изменений: в науке закрепляется лишь то, что считается учеными прогрессивным.

Но здесь обнаруживается, что мы не можем выстроить единое понятие прогресса. Оно, как и само научное предприятие, тоже остается гетероген­ным, имеющим различные разновидности. Можно раз­личить следующие виды прогресса: концептуальный (прогресс в понятиях), объяснительный (введение, улучшение и расширение объяснительных схем), прогресс в постановке вопросов, прогресс в суждениях, которые принимает сообщество, инструментальные улучшения (позволяющие ви­деть, вычислять и определять точнее, чем раньше), методологический (вве­дение стратегий, которые дают нам больше шансов на успех), а также орга­низационный (изменение и улучшение сложившихся междисциплинарных связей). Общее продвижение науки не является прямолинейным; последую­щие усилия ученых сделают более элегантно то, что сейчас делается, впервые и с трудом, — и это тоже разновидность прогресса.

Таким образом, наука постоянно осуществляет разнообразные преобра­зования, как крупные, так и малые. Общее продвижение науки пронизано сложными связями между ее уровнями, сопровождается достижениями во множестве аспектов научных практик. При этом некоторые из изменений оказываются более существенными, они запускают серии новых обширных изменений и могут вызвать каскады отдаленных последствий. Изменения в науке происходят всегда, но мы расцениваем их в основном ретроспек­тивно — по важности их последствий. Часто современники и потомки рас­ходятся в мнении о том, как квалифицировать то или иное событие; может быть, и сейчас незаметными шагами приближается прелюдия очередного крупного преобразования — научной революции.