logo
Методический комплекс новый

17.1. Научное сообщество

Своеобразное открытие историко-социологической плоскости науч­ного познания философией науки было инициировано публикацией в 1962 г. ныне знаменитой книги «Структура научных революций». Ее автор — американский физик и историк науки Томас Кун. Можно даже сказать, что эта книга, посвященная проблеме революций в науке, сама произвела подобную революцию в философии и методологии науки. Т. Кун же исходит из того, что подлинным субъектом научного познания является научное сообщество. Сообщества ученых — это первичные структуры, которые выступают, как «зодчие и основатели научного знания».

Используя это понятие, он акцентирует внимание на некоторых существен­ных моментах, указывая на то, что науку «делают» группы получив­ших сходное образование и обладающих сходными профессиональными навыками специалистов. Это означает, что, грубо говоря, ученым стано­вятся не в результате прочтения некоторого количества учебников, а непо­средственно обучаясь научной практике под руководством более опыт­ных ученых и непосредственно участвуя в научных разработках какой-то группы специалистов.

Это очень важный пункт. Т. Кун привлекает наше внимание к особому плану научного знания. Помимо логической плоскости знания, существу­ет и плоскость деятелъностная, оперативная.

Научное знание (например, научная теория) не может быть сведено только к логической структуре как системе утверж­дений, в которой одни высказывания следуют из других. Научное знание — это также и определенный контекст умений, оперативных решений, практических смыслов. Специалистов из одной и той же определенной предметной области объединяет между собой не просто знание одних и тех же законов (которые может прочесть и любой посторонний), а именно работа над одними и теми же проблемами. В этом смысле учебники, дают несколько искаженное представление о науке и научных теориях. Они излагают научные представления в абстрактном, усредненном виде и скрывают от читателя реальный контекст функцио­нирования науки. На самом же деле научное знание изначально конкрети­зировано и разбросано по различным сообществам и группам. Один и тот же физический закон имеет для разных групп ученых (отличающихся спе­циализацией, профессиональной компетенцией) совершенно разное зна­чение. Поэтому за абстрактно-безликой научной теорией, как она изло­жена в учебнике, на самом деле скрывается огромное разнообразие смыслов, связанных с ее реальным применением, решением задач и т.п.

Объединяет ученых в сообщества, прежде всего, общность их занятий. Так, ученые, занимающиеся одним и тем же кругом задач, состав­ляют некое естественное единство; причем это объединение происходит довольно простым, неформальным способом: они общаются между собой, сообщают друг другу о своих результатах, обсуждают их и т.п. Конечно, в их деятельности много общего — общее видение проблем, навыки реше­ния задач, используемые технические средства и т.п. Для описания этого естественного объединяющего начала, которое реально интегрирует уче­ных в сообщество, Т. Кун предлагает термин «дисциплинарная матрица».

Дисциплинарная матрица состоит из весьма разнородных элементов. Сре­ди важнейших компонентов матрицы К. Кун называет прежде всего научные положения (или символические обобщения), которые используют­ся в группе без разногласий, общепризнанные положения и предписания метафизического характера, имеющие в т.ч. и эвристическое значение, а также общепринятые ценности. Кроме того, огромное значение для про­фессиональных групп имеют такие составляющие дисциплинарной матри­цы, как определенные образцы научной деятельности, или парадигмы.