logo
Методический комплекс новый

7.1.2. Феномен техники

Тема техники в философской литературе послевоенного времени приоб­рела важнейшее значение. Само понятие техники трактуется весьма широко. В предельно универсализированном смысле термин «техника» подразумева­ет общий комплекс средств, позволяющих человеку повысить эффектив­ность своей деятельности. Это, по сути дела, целая искусственная: среда, созданная человеком и обеспечивающая ему условия для жизнедеятельнос­ти. Сюда относят не только собственно материальные технические системы, но и различные интеллектуальные технологии, социальные «инструмен­ты» — от общественных институтов до специальных практик и техник (образовательных, психотерапевтических, управленческих, масс - медиа и др.).

Обсуждение философами феномена универсализации техники пока­зывает серьезную озабоченность современного человека разработкой инструментов во всех сферах жизни. Тема универсализации техники связана с тонкими и сложнейшими проблемами современности. Действи­тельно, существует своего рода глобальная технологическая, инструмен­тальная концепция. Что такое инструментальный разум, или разум, зацикленный на разработке инструментов, техники и технологий? В чем состоит опасность, связанная с их разрастанием?

Дело в том, что инструментальный разум занимается только средства­ми, только способами достижения целей, но он не обсуждает того, каковы вообще эти цели сами по себе, каковы их смысл и ценность. Но на самом деле существует тесная зависимость средств и целей. Ведь с приобретением новых средств мы можем ставить себе и новые цели. Поэтому расширение инструментальной сферы само по себе обладает важным целеобразующим свойством. Существует своеобразная закономерность: чем более мощным является данное средство и чем более разнообразен спектр его достижений, тем интенсивнее оно трансформируется в самоцель. Иными словами, уни­версальность и мощность средства превращают его в цель. Примером этого являются, например, денежные отношения. Будучи в идеале лишь средством регуляции экономических взаимоотношений, денежное хозяйство становит­ся средством достижения всех целей, т.е. обладание деньгами самими по себе становится самоцелью. Другим примером такой трансформации мо­жет служить настораживающая тенденция превращения компьютеризации в самоцель; одна из причин этого в универсальном характере возможностей, присущих компьютеру.

Таким образом, средства разрастаясь и усложняясь, втягивают челове­ка в особую игру, которая состоит в непрерывном наращивании и совер­шенствовании самих же инструментов, так что человек из пользователя превращается в обслуживающий персонал, а средства переходят из разря­да вспомогательных вещей в статус самоценности. Например, незаметна та грань, за которой человек из пользователя компьютера превращается в раба компьютера. Испытывая массивное давление всевозможной техни­ки, человек в эпоху глобальной модернизации сам претерпевает суще­ственные изменения. Изменяются его самосознание, горизонт целей, язык, образ жизни, этические интуиции и ценностная система.

Итак, наука обеспечивает человека колоссальными инструментальны­ми возможностями. Однако непрерывное наращивание технологических мощностей, наступление техники не является самооправдывающимся предприятием. Роль, которую играет научно-технический разум в совре­менных цивилизационных процессах, оказывается весьма неоднозначной.