logo
Методический комплекс новый

5.2. Определение научного метода

Под научным методом принято понимать систему приемов и регуля­тивных принципов, руководящую научным познанием и обеспечиваю­щую получение научного знания.

Система научно-познавательных методов включает в себя достаточно разнородное семейство методологических форм: здесь и регулятивы, и определенные устоявшиеся методы, и алгоритмы (которые в конкрет­ных науках обычно приобретают вид методик, и различные общие подходы.

Описать единый научный метод однозначно, как унифицированную совокупность достаточно определенных предписаний, невозможно.

Невозможность однозначно охарактеризовать науч­ный метод связана со сложностью, многомерностью, полиструктурно­стью такого явления, как научная деятельность. Сегодня общепризнанным является тезис о том, что вообще не существует монолитной науки как не­коей единой истинной теории, непрерывно развивающейся и равномерно расширяющейся. Наука — это не единое образование и не монолитное знание. Наука — это деятельность изначально диалогическая и плюралис­тическая, несущая в себе альтернативы, конфликты теорий, столкнове­ние точек зрения, апробацию подходов и поиск наилучших методов.

То, что научный метод не является алгоритмом и не гарантирует в об­щем случае однозначного достижения поставленной цели, делает науч­ную деятельность принципиально открытой для новых подходов и мето­дологических проектов, корректируемой и самосовершенствующейся.

Это означает, что невозможно построить единую картину «науки вообще», которая оставалась бы постоянной на ос­нове неизменного научного метода.

В итоге необходимо признать парадоксальную ситуацию: научная дея­тельность не имеет однозначно характеризуемого и универсального научного метода.

Контрольные вопросы

  1. Почему научная деятельность считается основным способом постижения мира ?

  2. Каковы виды характера как параметра научной деятельности ?

  3. Каковы цели науки и как их подразделяют ?

  4. Предмет является параметром научной деятельности. Что называют референтом ?

  5. Какая базисная ценность является смыслообразующим началом научной деятельности ?

  6. Каковы проблемы определения истины ?

  7. В чём проблема критериев истины ?

  8. Назовите основные концепции определения решающего критерия истины.

  9. Чем различаются научный метод и научный подход ?

.

Семинар 3 Основные структуры научного познания

Научное объяснение

Дедуктивная объяснительная схема К. Гемпеля. Базис и структура как основания характеризации объяснений. Разнообразие оснований объяснения. Стандарты понимания. Научное предсказание.

Что значит объяснить? Очевидно, что после объяснения мы должны понимать сущность какого-то явления или события лучше, чем до объяс­нения. Объяснение должно давать прирост понимания.

Научное объяснение какого-то явления означает (в отличие от ненауч­ного объяснения) интерпретацию данного явления в научном контексте; для его объяснения привлекаются имеющиеся научные знания и допусти­мые в науке способы рассуждения. Выдвижение объяснений изучаемых явлений — одна из важнейших функций науки. В науке используются са­мые разнообразные способы объяснения.