logo
Методический комплекс новый

1.5. Знание явное и неявное

Далеко не все знание ясно и отчетливо осознается, и далеко не все мо­жет быть выражено в вербальной форме. Со второй половины XX в. воз­рос интерес к основаниям и предпосылкам знания, которые не представ­лены в явном виде, а находятся как бы на периферии вербальной информации и шире того, что можно передать в языковой форме. В сфере сознания присутствует и такое содержание, которое не находится в рефлексивном фокусе, т.е. не осознается непосредственно. Например, это различного рода детали навыков, мастерства, которые не могут быть в полной мере формализованы. Примером такого рода знания является скажем, умение ездить на велосипеде. Такие навыки приобретаются и реа­лизуются как бы автоматически, и описать детально сам процесс управления велосипедом невозможно. Подобного рода знания на самом деле играют огромную роль и в научной деятельности. Неявные предпосылки создают неосознаваемый фундамент научного опыта: ценностный, интеллектуально-теоретический, операционный.

Итак, знание, которое используется познавательным субъектом и иг­рает важную роль в когнитивных процессах, но не является отчетливо осознаваемым и не может быть полностью выражено в вербальной фор­ме, называют неявным знанием.