logo
Методический комплекс новый

4.3. Проблема как научное утверждение

Научная проблема включена в теоретический контекст. Это озна­чает прежде всего то, что репрезентация проблемы осуществляется в определенном научном языке, в особом предпосылочном поле, в некоторой исходной интерпретации. Поэтому грамотно поставить научную проблему может только ученый-профессионал.

С логической точки зрения проблема является особым вопроситель­ным высказыванием. Любой вопрос включает в себя некоторое множест­во предпосылок положений, содержащих определенную информацию о запрашиваемом объекте и задающих условия правильного ответа на данный вопрос. Кроме того, всякий вопрос относится к какому-либо праг­матическому контексту: вопрос ставится в какой-то конкретной ситуа­ции, имеет адресата, при необходимости подлежит процедурам уточне­ния, переформулировки, включения в диалог и т.п. Научная проблема как вопросительное высказывание должна основываться на истинных предпосылках, т.е. на надежно установленных фактах и принятых научным сообществом теоретических положениях.

Поэтому научные проблемы подлежат концептуальной оценке: говорят о проблемах действительных и мнимых, а также об адекватных и неадекватных формулировках. Например, мнимая проблема (или псевдопроблема) — это вопрос, который содержит какие-то неприемлемые предпосылки (ложные, вненаучные, недостоверные, отвергнутые ходом науки и т.п.). Неадекватная формулировка — это форма репрезентации проблемы, непригодная по каким-то причинам для дальнейшего развертывания, обсуждения и решения.