Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
Некоторое сближение указанных двух линий — герменевтической и аналитической — прослеживается с 60-х гг. XX в. С этого же времени был предпринят определенный пересмотр методологии гуманитарных наук в целом и проблемы «понимание / объяснение» в частности..
Пожалуй, одним из главных достижений 1960-1970-х гг. явилось понимание того, что гуманитарные науки укоренены в общественной жизни гораздо более сложным образом, чем это считалось. Выяснилось, что они существенно задействованы в происходящем. Был поставлен под сомнение познавательный идеал беспристрастной, ценностно-нейтральной науки. Оказалось, что относительно гуманитарных наук выдержать его весьма затруднительно. Так, было установлено, что общественные науки в значительной степени сами политически ангажированы, разделяют предрассудки своего общества, могут выполнять скрытые, морально неприглядные функции.
Понимание неустранимой вовлеченности гуманитарного познания в общественную жизнь означало признание того, что научный взгляд вообще осуществляется не с идеального места некоего объективного наблюдателя, а всегда с определенных позиций, осознает ли их сам исследователь или нет. Исследователь дает интерпретацию изучаемых процессов с точки зрения его собственной исходной интерпретативной базы. Интерпретационная же база может подвергаться самоизучению лишь частично, т.к. сама является условием всех возможных интерпретаций. Итак, для теоретиков гуманитарного знания универсальное значение приобрела проблема интерпретации.
Под этой проблемой следует понимать комплекс сложнейших вопросов. Если всякое познание есть интерпретация, то с каких позиций осуществляется каждое конкретное толкование (историческое, социологическое, политологическое и т.п.)? Кто дал право интерпретатору настаивать на собственной правоте (проблема легитимации)? С каких позиций можно сравнить и оценить, различные интерпретативные системы? Ведь эта позиция сравнения сама оказывается такой же интерпретативной. Как можно привести к общему знаменателю расходящиеся между собой интерпретации (проблему конфликта интерпретаций, по выражению П. Рикера)? Существует ли наиболее адекватная интерпретация, и в чем состоят критерии адекватности?
Из массы вопросов, связанных с проблемой интерпретации, выделим два, в значительной степени концентрирующих в себе суть проблемы:
вопрос об оправдании исходных позиций интерпретатора;
вопрос об обоснованном выборе методологии для наиболее адекватной интерпретации.
Можно утверждать, что проблема интерпретации явилась для философии и методологии гуманитарных наук центральным затруднением, как бы аналогом тезиса несоизмеримости теорий, сформулированного, как мы помним, в ходе анализа естественных наук.
Положение вокруг этой проблемы продолжает оставаться неоднозначным. Пока не существует общепризнанного подхода, который помог бы преодолеть затянувшийся спор. За время обсуждения этой темы отчетливо сформулировалось несколько стратегий решения и отношения к данной проблеме. Охарактеризуем четыре основные из них,
Радикальная антиметодологическая позиция. Ее ярко представил Г. Гадамер в «Истине и методе» (I960). Он открыл современный этап разработки герменевтики как общей философской концепции понимания. Главный акцент И. Гадамер делает на том тезисе, что понимание есть первичный и изначальный способ человеческого существования. Понимание, по И. Гадамеру, — это фундаментальная категория. Быть человеком — значит, понимать. Понимание — это универсальная характеристика, относящаяся ко всем формам жизнедеятельности человека.
В своем впечатляющем учении (в котором он следует идеям своего учителя, крупнейшего немецкого философа М. Хайдеггера) И. Гадамер пытается преодолеть односторонний когнитивистский, познавательный крен всей западной рационалистической философии. Он помещает феномен понимания в гораздо более широкий контекст: понимание растворяется в необозримой совокупности повседневных знаний, практических умений, нормативной компетентности, коммуникативных навыков и т.п. Феномену понимания И. Гадамер придает не методологический, а бытийный (онтологический) характер. Поэтому представление о чисто познавательном интересе наук выступает лишь одним из модусов первичного умения жить в мире — того базисного умения, которым мы уже обладаем по определению. Таким образом, оказывается, что проект чистого познания на самом деле глубоко укоренен в донаучном бытии. Следовательно, призывы преодолеть предрассудки и выйти к объективной научной позиции оказываются, в принципе, невыполнимыми потому, что массивная совокупность предрассудков, уходящих корнями в нашу жизненную практику, повседневность, глубокие языковые интуиции и т.п. на самом деле обеспечивают нас возможностью вообще что-либо изучать!
Из всеохватывающей герменевтики Гадамера следует пересмотр самого вопроса о различии естественно-научного и гуманитарного метода: гуманитарным наукам нет нужды отстаивать свою самобытность перед лицом естествознания. Тем более они не нуждаются в заимствовании объективного метода у точных наук, не должны подражать им. На деле все, видимо, наоборот. Гадамер осуществляет подведение и гуманитарных, и естественных наук под одно основание — под базис исходного общего понимания мира, неустранимо укорененного в традиции, языке, общности жизни и не поддающегося полной рациональной реконструкции. И. Гадамер указывает, что естественные науки тоже укоренены в том же самом начальном «запасе» понимания, что они тоже интерпретативны, хотя это видно не столь явно ввиду их объективирующей изощренности. Причем, в непосредственной близости к этому исходному массиву понимания, к его хранилищам, находится именно гуманитарная традиция — литература, искусство, исторические сказания, мораль, жизненная мудрость. Поэтому И. Гадамер напоминает нам о важности классического гуманитарного образования. Неслучайно концепция И. Гадамера нашла широкое признание у антисциентистски настроенных гуманитариев.
Итак, любое познание — принципиально иптерпретативно, а исходные позиции для интерпретации уходят в необозримую область начального до теоретического понимания мира. Далеко идущим следствием этого положения оказывается тезис о принципиальном плюрализме интерпретаций. Из него можно вывести идущие еще дальше иррационалистические следствия.
2. Сдержанный релятивизм. Этой позиции сегодня молчаливо придерживаются многие ученые-гуманитарии. Они достаточно безразлично относятся к нерешенности проблемы интерпретации на фундаментально-философском уровне. Они, довольствуются скромным тезисом «пусть каждый продолжает заниматься своим делом». Это приводит к тому, что специалисты относят себя к какой-то вполне оформившейся исследовательской традиции и более или менее четко придерживаются ее методологического и идейного русла. Подобный подход можно охарактеризовать как теоретико-методологический партикуляризм. Акцент здесь сдвинут к тому, чтобы не заниматься анализом и оправданием предпосылок собственного направления на фоне прочих альтернатив, а просто продолжать развивать свой подход.
В целом такую позицию можно назвать отложенным решением проблемы интерпретации.
3. Новое обоснование рационалъности. Есть также немалое число исследователей, принявших вызов релятивизма. Они защищают ту точку зрения, что и общая укорененность науки в донаучных ориентациях общества и такое более конкретное обвинение, как вовлеченность ученого в социальные процессы, не сказываются фатальным образом на самой идее науки. Новое установление и обоснование рациональности должно, конечно, учитывать невозможность ученого стать идеальным наблюдателем, но нам следует, двигаясь дальше, выстраивать стратегию максимально достижимой рационалистической позиции.
Например, ценностная нейтральность гуманитарных наук действительно является проблемой, но это не значит, что мы должны отказаться от поиска рационализирующих стратегий.
С рационалистической точки зрения интерпретация является проблемой, подлежащей разумному решению, а не предлогом для капитуляции гуманитарных наук (и рационализма вообще). Реально мы сегодня нуждаемся в более трезвой, взвешенной оценке; требуется четкое выделение и изучение различных типов познания с их различными познавательными замыслами.
Стратегия нового обоснования рациональности отказывается от универсалистских притязаний неопозитивистского периода. Её задача состоит в том, чтобы обозначить и исследовать поле реальных коммуникативных практик, выявить исходные предпосылки, необходимые для достижения рационального консенсуса, и далее внести содержательный вклад в решение различных проблем гуманитарного знания.
Что же касается собственно герменевтического проекта, то его в данном русле видят несколько по-иному, чем в антиметодологических программах пангерменевтики. Проблемы понимания разрабатываются в аналитическом стиле. Для рационалистически ориентированных мыслителей герменевтика оказывается уже не универсальным средством «размягчения» рационализма, а конкретной методологией понимания, т,е. обоснованной когнитивной стратегией. Именно так, например, видят герменевтический метод Э. Бетти и Э. Хирш; они разрабатывают критерии валидности герменевтических процедур и принципы адекватной интерпретации.
Как тонко замечает Ю. Хабермас, всякое толкование является рациональным (хотя и остается гипотетическим), т.к. интерпретаторы не могут игнорировать стандарты рациональности, обязательные для всех участников коммуникации. Интерпретатор должен учитывать в ходе рациональной реконструкции все условия, при которых интерпретируемые высказывания претендуют на значимость. Толкуемое содержание вообще останется непонятным, если интерпретатор не может реконструировать предпосылки, на основании которых автор претендовал на то, что он высказывает истинные утверждения, выражает и приписывает правдивые переживания, признает действенные нормы.
4. Конкретно-научные модификации. Этот подход к проблеме интерпретации состоит в том, что данная проблема расценивается как специальная и поэтому там, где она возникает внутри той или иной дисциплины, должна быть решена собственными средствами этой науки. Иными словами, ученые действительно нередко сталкиваются с проблемами понимания и толкования; поэтому они должны реагировать на эти проблемы разработкой соответствующей специально-научной методологии. Долгое время ученые-гуманитарии, ориентированные на естественно-научные стандарты, с изрядной долей сомнения относились к герменевтическим процедурам. Но, начиная с 1970-х гг. в ряде научных областей была учтена необходимость добиваться большего понимания изучаемых явлений. В итоге на уровне конкретных методов процедуры интерпретации заняли более значительное место.
- Часть 1 курс лекций______________________________________________________
- 1.1. Философия и наука
- Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки
- Функции и роль философии в научном познании
- 1.2. Философские дисциплины, изучающие науку
- 1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения
- 1.2.2. Философия науки: становление и этапы
- 1.2.3. Методология науки
- 1.2.4. Логика науки
- 2.1. Научное понятие
- 2.1.1. Понятие с логической точки зрения
- 2.1.2. Формирование и функционирование научных понятий
- 2.2. Научный закон
- 2.2.1. Определение и характеристика научного закона
- 2.2.2. Операционально-методологическая сторона научного закона
- 2.2.3. Классификация законов
- 2.2.4. Функции научных законов
- 3.1. Общая структура
- 1). Предельно общие методологические установки.
- 2). Общенаучные методологические установки.
- 4). Специальные методики.
- 3.2. Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
- 3.3. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
- 4.2. Проблема и проблемная ситуация
- 4.3. Проблема как научное утверждение
- 4.4. Понятие об адекватно сформулированной проблеме
- 4.5. Этапы постановки проблемы
- 4.6. Динамика проблем в научном познании
- 5.1.1. Становление и развитие научной теории
- 5.1.2. Понятие о теоретической схеме
- 5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы
- 5.1.4. Объединяющая модель развития научных теорий
- 5.2. Проверка и принятие научной теории
- 5.2.1. Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты
- 5.2.2. Принятие теории
- 5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс
- 6.1.2. Метод гуманитарных наук
- 6.1.3. Цель гуманитарного познания
- 6.1.4. Функции гуманитарного знания
- 6.1.5. Единая наука или два региона
- Общий методологический проект: понимание и объяснение
- 6.2.1. Возникновение проблемы «понимание / объяснение» и
- Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
- 6.2.3. Интерпретация как метод гуманитарных наук
- 7.1.1. Проявления модернизации
- 7.1.2. Феномен техники
- 7.1.3. Противоречивые плоды науки
- 7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании
- 7.2. Наука и глобальные проблемы
- 7.2.1 Определение и классификация глобальных проблем
- 7.2.2. Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
- 7.2.3. Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
- 7.2.4. Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
- 8.1. Социология науки как дисциплина
- 8.2. Организационные формы науки
- 8.2.1.Институционализация науки. Формирование научных дисциплин
- 8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности
- 8.2.3. Неформальные общности: исследовательские группы, научные
- 8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества
- 8.2.5. Научные коммуникации
- 8.2.6. Проблемы динамики науки
- 9.1. Научная картина мира
- 9.1.1. Понятие о научном мировоззрении
- 9.1.2. Что такое научная картина мира?
- 9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке
- 9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании
- 9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
- 9.2.1. Уровни воздействия социокультурных факторов
- 9.2.2. Культура как исходный смысловой горизонт науки
- 9.2.3. Научная рациональность и социокультурные параметры
- 9.2.5. Тип рациональности
- 9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей
- Часть 2 тематика и содержание семинаров____________________
- 1.1. Познание и его виды.
- Понятие субъекта и объекта
- 1.3. Компоненты познания
- 1.4. Источники и виды знания.
- 1.5. Знание явное и неявное
- 2. Наука как система знания и как вид деятельности.
- 2.1. Основные черты научного знания
- 2.2. Динамизм и незавершенность науки
- 2.3. Единицы научного знания
- 3. Наука как деятельность
- 3.1. Научная деятельность как способ постижения мира
- 3.2. Параметры научной деятельности и их сущность
- 3.2.1. Характер
- 3.2.2. Цель
- 3.2.3. Предмет
- 3.2.4. Средства
- 3.2.5. Ценность
- 4. Проблема истины
- 4.1. Проблема определения истины
- 4.2. Проблема критериев истины
- 4.3. Поиски универсальной концепции истины
- 5. Проблема научного метода
- 5. 1. Методологические понятия.
- 5.2. Определение научного метода
- 6.1. Дедуктивная объяснительная схема к. Гемпеля
- 6.2. Базис и структура как основания характеризации объяснений
- 6.3. Разнообразие оснований объяснения
- 6.4. Стандарты понимания
- 6.5. Прагматические факторы в структуре объяснения
- 6.6. Научное предсказание
- 7.1. Первоначальная постановка проблемы
- 7.2. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты
- 7.3. Современное состояние проблемы различения
- 7.4. Проблема независимости эмпирического уровня от теоретического
- 7.5. Связи между уровнями. Правила соответствия
- 8. 1. Описание
- 8.2. Сравнение
- 8.3. Измерение
- 9.1. Структура и классификация наблюдения
- 9.2. Основные характеристики научного наблюдения
- 9.3. Отличие наблюдения от эксперимента
- 9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
- 9.5. Проблема объективности результатов наблюдения
- 9.6. Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
- 9.7. Наблюдение в современной науке
- 10.1. Экспериментальный метод в истории науки
- 10.2. Структура и логическая схема эксперимента
- 10.3. Классификация экспериментов
- 10.4. Многофакторный эксперимент
- 10.5. Этапы экспериментального исследования
- 10.6. Эксперимент и теория
- 10.7. Автономия экспериментальных практик
- 10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента
- 11.1. Моделирование в истории науки
- 11.2. Показания к моделированию
- 11.3. Этапы и структура моделирования
- Построение модели;
- Изучение модели;
- 11.4. Классификация моделей
- 11.5. Проблема сходства оригинала и модели
- 11.6. Логические аспекты этапа экстраполяции
- 11.7. Моделирование как познавательный процесс
- 11.8. Функции моделей в научном познании
- 11.9. Трудности современного моделирования
- 12.1 Индуктивная направленность стадии
- 12.2. Применяемые методы
- 12.3. Ограничения статистического мышления
- 13.1. Логические действия
- 13.2. Подходы и методы
- 13.2.1.Аксиоматический метод.
- 13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод
- 13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной
- 13.2.4. Существует ли индуктивный метод?
- 13.3. Исторический подход
- 13.4. Другие теоретико-методологические подходы
- 14.1. Определение научного факта
- 14.2. Роль фактов в научном познании
- 14.3. Факт в структуре научного знания
- Инвариантный;
- 14.4. Логическая форма факта
- 14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта
- 15.1 Классификация гипотез
- 15.2. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации
- 15.3. Логико - методологические требования к научной гипотезе
- 15.4 Гипотезы ad hoc
- 15.5 Стадии работы над гипотезой
- 15.6. Проверка и принятие научной гипотезы
- 16.1. Исходные соображения
- 16.2. Функции научной теории
- 16.3. Классификация научных теорий
- 16.4. Структура научной теории
- 16.5. Теории и ход научного познания
- 17.1. Научное сообщество
- 17.2. Парадигма
- 17.3. Нормальная наука
- 17.4. Научная революция как смена парадигм
- 17.5. Проблема рациональности и другие проблемы,
- 18. Рост научного знания: разрывы и преемственность
- 18.1. Формулировки проблемы несоизмеримости
- 18.2. Интертеоретические отношения
- 18.3. Преемственность научных теорий
- 18.4. Обновление или разрушение?
- 19.1. Современные сюжеты проблемы реальности
- 19.2. Подходы к общему определению понятия рациональности
- 19.3. Принципы оценки и сравнения научных теорий
- 20. Крупные и малые изменения в науке
- 20.1. Крупные преобразования — революции
- 20.2. Типология крупных изменений
- 20.3. Непрерывная динамика и прогресс
- 21. Вопросы научного творчества
- 21.1. Методология науки и творчество: контекст открытия
- 21.2. Модели научного поиска
- 21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая
- 21.4. Структурно-системная модель научного поиска
- 21.5. Когнитивный подход
- 21.6. Научное творчество и психологические факторы
- 21.7. Проблема мотивации творчества
- 21.8. Другие факторы, влияющие на творчество
- 22.1. Особенности и тенденции современной науки
- 22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого
- 23. Ответственность ученого. Этика науки
- 23.1 Основной вопрос этики науки
- 23.2. Этика и деонтология
- 23.3. Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности
- 23.4. Научное познание: свобода и контроль
- 23.5. Проблема ответственности
- 23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем
- 24. Научное сообщество как социальная группа
- 24.1. Мертон р. И концепция этоса науки
- 24.2. Образ научного сообщества в современной социологии науки
- 24.3. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества
- 25. Функционирование науки и факторы общественной жизни
- 25.1. Экономические факторы
- 25.2. Политические факторы
- 25.4. Наука и сфера образования
- 26. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
- 26.1. Социальные функции науки
- 26.2. Проблема легитимации науки
- 26.3. Проблема свободы научных исследований
- 27. Наука и искусство
- 27.1 Различие и сходство
- 27.2. Влияние науки на искусство
- 27.3. Влияние искусства на науку
- 27.4. Идея единого художественно-научного познания
- 28. Наука и религия
- 28.1. Религиозные представления в основаниях науки
- 28.2. Современная наука и религиозная идея
- 28.3. Проблема совместимости науки и религии. Вера и разум
- 29. Наука в общем культурном проекте
- 29.1. Наука как продолжение культурного проекта
- 29.2. Исторические разновидности познавательных проектов
- 29.3. Современный культурный проект
- Часть 1 Курс лекций
- Часть 2 Тематика и содержание семинаров