logo search
Методический комплекс новый

8.2. Сравнение

При сравнении эмпирические данные репрезентируются, соответ­ственно, в терминах сравнения. Это означает, что признак, обозначаемый сравнительным термином, может иметь различные степени выраженно­сти, т.е. приписываться какому-то объекту в большей или меньшей степе­ни по сравнению с другим объектом из той же изучаемой совокупности. Например, один предмет может быть теплее, темнее другого; один цвет может казаться испытуемому в психологическом тесте более приятным, чем другой и т.п. Операция сравнения с логической точки зрения репре­зентируется суждениями отношения (или релятивными суждениями). За­мечательно то, что операция сравнения выполнима и тогда, когда у нас нет четкого определения какого-либо термина, нет точных эталонов для сравнительных процедур. Скажем, мы можем не знать, как выглядит «совершенный» красный цвет, и не уметь его охарактеризовать, но при этом вполне можем сравнивать цвета по степени «удаленности» от предполагаемого эталона, говоря, что один из семейства похожих на красный цвет явно светлее красного, другой — темнее, третий — еще темнее, чем второй и т.п. При попытке прийти к единому мнению в вопросах, вызывающих трудности, лучше использовать суждения отношения, чем простые атрибутивные предложения.Скажем, при оценке некоторой теории вопрос о ее однознач­ной характеризации как истинной может вызывать серьезные затруднения, в то время как гораздо легче прийти к единству в сравнительных частных вопросах о том, что эта теория лучше согласуется с данными, чем теория конкурент, или же что она проще другой, интуитивно правдоподобнее и т.п.

Эти удачные качества релятивных суждений и способствовали тому, что сравнительные процедуры и сравнительные понятия заняли важное место в научной методологии. Значение терминов сравнения заключается еще и в том, что с их помощью удается добиться весьма заметного повы­шения точности в понятиях там, где методы прямого введения единиц измерения, т.е. перевода на язык математики, не срабатывают в силу спе­цифики данной научной области. Это касается прежде всего гуманитар­ных наук. В таких областях благодаря использованию терминов сравнения удается построить определенные шкалы с упорядоченной структурой, подобной числовому ряду. И именно потому, что сформулировать суждение отношения оказывается легче, чем дать качественное описание в абсолютной степени, термины сравнения позволяют упорядочить предметную область без введения четкой единицы измерения. Типичным примером такого подхода является шкала Мооса в минералогии. Она используется для определения сравнительной твердости минералов. Согласно этой ме­тодике, предложенной в 1811 г. Ф. Моосом, один минерал считается твер­же другого, если оставляет на нем царапину; на этой базе вводится услов­ная 10-балльная шкала твердости, в которой твердость талька принимается за 1, твердость алмаза — за 10. Шкалирование активно применяется и в гуманитарных науках. Так, важную роль оно играет в социологии. Шкалы могут сами быть классифицированы по их информативным возможностям. Например, С. Стивенс в 1946 г. предложил подобную клас­сификацию для психологии, различая шкалу номинальную (представляю­щую собой неупорядоченное множество классов), ранговую (в которой разновидности признака расположены в восходящем или нисходящем порядке, по степени обладания признаком), пропорциональную (позволяю­щую не только выразить отношение «больше — меньше», как ранговая, но и создающую возможности более детального измерения сходств и раз­личий между признаками).

Введение шкалы для оценки тех или иных феноменов, пусть даже и не­достаточно совершенной, уже создает возможность упорядочить соответ­ствующую область явлений; введение же более или менее разработанной шкалы оказывается весьма эффективным приемом: ранговая шкала, не­смотря на свою простоту, позволяет вычислять т.н. ранговые коэффициен­ты корреляции, характеризующие выраженность связи между различными явлениями. Кроме того, существует и такой усложненный метод, как ис­пользование многомерных шкал, структурирующих информацию сразу по нескольким основаниям и позволяющих более точно охарактеризовать ка­кое-либо интегральное качество.

Для выполнения операции сравнения требуются определенные усло­вия и логические правила. Прежде всего должна существовать известная качественная однородность сравниваемых объектов; эти объекты долж­ны принадлежать к одному и тому же естественно сформированному классу (естественному виду), как, например, в биологии мы сравниваем строение организмов, относящихся к одной таксономической единице. Далее, сравниваемый материал должен подчиняться определенной логи­ческой структуре, которая в достаточной мере может быть описана т.н. отношениями порядка. В логике эти отношения хорошо изучены: предложена аксиоматизация этих отношений с помощью аксиом порядка, описаны разнообразные порядки, например частичная упорядоченность, линейная упорядоченность.

В логике известны и специальные сравнительные приемы, или схе­мы. К их числу относятся прежде всего традиционные методы изучения взаимосвязи признаков, которые в стандартном курсе логики называют­ся методами выявления причинной связи и зависимости явлений, или ме­тодами Бэкона Милля. Эти методы описывают ряд простых схем иссле­довательского мышления, которые ученые применяют при выполнении процедур сравнения почти автоматически. Значительную роль при срав­нительном исследовании играют и умозаключения по аналогии.

В том случае, когда операция сравнения выходит на первое место, ста­новясь как бы смысловым ядром всего научного поиска, т.е. выступает ведущей процедурой в организации эмпирического материала, говорят о сравнительном методе в той или иной области исследований. Сравнительный метод сыграл важнейшую роль в становлении таких дисциплин, как сравнительная анатомия, сравнительная физиология, эмбриология, эволюционная биология и др.

Чтобы детально разобраться в многокомпонентных, динамичных массивах ин­формации, включающих различного рода неопределенности, искажения, многофакторные феномены, применяют сложные алгоритмы сравнения и обработки данных, включая и компьютерные технологии.

Итак, сравнение как исследовательская процедура и форма репрезентации эмпирического материала является важным концептуальным сред­ством, позволяющим добиваться значительного упорядочения предмет­ной области и уточнения понятий, служит эвристическим инструментом для выдвижения гипотез и дальнейшего теоретизирования; оно может приобретать ведущее значение в тех или иных исследовательских ситуа­циях, выступая в роли сравнительного метода.