logo search
Методический комплекс новый

15.1 Классификация гипотез

Для классификации гипотез применяются определенные основания.

1. Вид познавательного действия, которое совершается по отноше­нию к изучаемому объекту. Ведь посредством выдвижения научной гипотезы достигается какой-либо эффект; в зависимости от этого эффекта выделяются следующие разновидности гипотез:

  1. интерпретационная — отвечает на вопрос «что это?»; дает исходную интерпретацию изучаемому объекту (например, антрополог выдвига­ет подобную гипотезу, столкнувшись с каким-то неизвестным пове­денческим комплексом, действием);

  2. описательная — отвечает на вопрос «каков этот объект?»; дает ту или иную характеристику изучаемому объекту, чаще' всего относится к разного рода эмпирическим исследованиям (скажем, социолог вы­двигает гипотезу о степени миграционной активности населения данного региона),

  3. систематизирующая — ее можно считать специальным случаем описательной; вносит определенную упорядоченность в структуру изу­чаемых данных: предлагает классификацию, типологию, различного рода эмпирические обобщения и т.п. (скажем, врач и психолог пы­таются сгруппировать собранную ими совокупность симптомов в симптомокомплексы — синдромы);

  4. объяснительная — отвечает на вопрос «почему это так?», представля­ет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам, т.е. в зависи­мости от вида объяснения выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта, предложить логиче­скую связь между объясняющим и объясняемым и т.п.;

  5. экстраполяционная — отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?»; осуществляет перенос информа­ции из одной предметной области в другую, причем часто здесь предпола­гается сама возможность существования какого-то иного объекта или наличия у него каких-то характеристик, соотношений; центральную роль экстраполяционные гипотезы играют прежде всего в моделировании;

  6. методологическая — отвечает на вопрос «как это лучше изучать?»; в отличие от других гипотез, она направлена не на сам изучаемый объект, а на познавательные действия; она рефлексирует по поводу исследовательских процедур. Скажем, экономист, разрабатывая для изучения экономической системы исходное уравнение общего равно­весия, решает вопрос о выборе переменных, о дополнительных огра­ничениях на возможную форму уравнения и. т.п.

На практике введение гипотезы часто приносит сразу несколько полезных эффектов: например, удачная объяснительная гипотеза одно­временно предлагает и описание, и систематизацию, и новые методологи­ческие приемы. Так, в психотерапии гипотеза, объясняющая невроз как форму заученного поведения, имела комплексное значение, послужив фундаментом для особого поведенческого подхода. Также ярким приме­ром систематизирующей гипотезы, оказавшей мощное комплексное дей­ствие, может служить предложенный Д.И. Менделеевым (1869) периоди­ческий закон химических элементов.

  1. Место в структуре исследовательской работы. Процесс выдвижения и разработки гипотезы является не одноактной процедурой, а достаточно длительной деятельностью. В зависимости от местоположе­ния в этом процессе можно выделить различные виды гипотез. Есть гипо­тезы предварительные, промежуточные, окончательные; есть гипотезы основные и вспомогательные; есть базисные и подчиненные (базисная вводится непосредственно актом полагания, имеет более общее содержание, подчиненные являются гипотезами 2-го, 3-го,..., порядков и логиче­ски выводимы из базисной) и др.

Среди специальных разновидностей научной гипотезы следует указать также на т.н. математическую гипотезу. Это понятие ввел СИ. Вавилов (1944). Математическая гипотеза имеет экстраполяционные, описатель­ные, систематизирующие и другие функции.