logo search
Методический комплекс новый

14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта

Это положение представляет собой в некотором роде обобщение те­зиса о теоретической нагруженности наблюдения. Речь идет о зависимости содержания наблюдения от предшествую­щих ему теоретических предпосылок и установок наблюдателя, которые и задают смысл эмпирическому материалу. Теперь же вопрос связан со статусом научного факта вообще.

Что же касается картины соотношения факта и теории в собственно научном познании, то тезис теоретической нагруженности обращает вни­мание на тесную связь научного факта и теоретического контекста. Резюмируем основные моменты этой связи: науку интересуют не все фак­ты вообще, а только существенные (т.е. научное познание селективно); факты поданы в познавательных научных контекстах не в чистом виде, а всегда репрезентированы в некотором теоретическом языке (имеющем собственные онтологические допущения, исходные понятия, границы выразительных возможностей и т.п.); факты всегда хотя бы минимально обработаны и осмыслены, включены в какую-либо исходную интерпре­тирующую теорию; факты получают собственно фактуальный статус и сопутствующие ему логические свойства (инвариантность, элементар­ность) только посредством теоретического же решения и принятия.

Научный факт принципиально соотнесен с теоретическим контек­стом, но именно это и дает ему возможность быть достоверным, научно значимым знанием.

В целом проблема научного факта — это одна из конкретизации сквоз­ной темы эмпирической и теоретической составляющих научного позна­ния. Затруднения, которые вызывала и вызывает настоящая проб­лема, связаны с особым местоположением факта в структуре научного знания.

Научный факт занимает пограничное эмпирико-теоретическое положение: он одновременно является и представителем самой реально­сти, и частью теоретической системы.

Образно выражаясь, именно это «двойное гражданство» научного факта, т.е. сочетание его самостоятельности (позволяющей ему быть твердой почвой для науки) и соотнесенности с теоретическими систе­мами, и является основным источником драматизма этой философско-методологической проблемы.

Контрольные вопросы

  1. Что такое научный факт и каковы его специфические свойства ?

  2. Какова роль факта в научном познании ?

  3. Какое место занимает факт в структуре научного знания ?

  4. Почему фактуальный базис представляет многослойную структуру ?

  5. Как репрезинтируется научный факт и в какой логической форме ?

  6. Какова картина соотношения факта и теории ?

.

Семинар 12 Гипотеза как единица логико-методологического анализа

Гипотеза как форма научного познания

Классификация гипотез. Роль гипотез в научном познании. Гипотеза как новация. Логико-методологические требования к научной гипотезе. Гипотезы ad hoc. Стадии работы над гипотезой. Проверка научной гипотезы. Принятие гипотезы.

Под гипотезой понимают научное утверждение (систему утверждений), которое:

  1. по своей логической характеристике имеет статус предположения, т.е. истинностное значение ему (по крайней мере, на данный момент) не при­писано, и поэтому оно расценивается лишь как возможное, вероятное;

  2. по своему содержанию представляет собой (разумеется, в случае подтверждения) некоторое новое знание, например, оно говорит о сущест­вовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономер­ности и т.п.;

  3. по своей цели должно существенно продвинуть научное познание — (либо прямо предложить решение проблемы или задачи, либо сущест­венно способствовать этому), скажем, прояснить общую ситуацию, внести порядок в структуру данных, предложить методологические процедуры и т.п.