logo search
Методический комплекс новый

21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая

проблема интуиции

Рассмотрим научный поиск как временную последовательность дей­ствий. Эти действия представимы в логическом плане (как описание того, на какой стадии решения задачи объективно находится исследова­тель) и в психологическом (как описание того, какие процессы происхо­дят в сознании при работе над задачей).

С логической точки зрения поиск включает в себя:

1) постановку зада­чи;

2) ее анализ;

3) поиск решения;

4) нахождение решения;

5) его даль­нейшую доработку.

С психологической точки зрения в сознании происходит:

1) первоначальная подготовка к поиску;

2) инкубация;

3) инсайт;

4) обоснование.

Первые этапы поиска являются осознанным процессом. Ученый осуществляет первоначальный анализ проблемы, уточняет условия задачи, пы­тается применить уже известные приемы и как-то сузить круг поиска. Не до­бившись быстрого решения, исследователь снова и снова предпринимает усилия по преодолению обнаруженных затруднений. В итоге, в какой-то момент он может на время отложить поиски и заняться чем-то другим. Одна­ко процесс поиска не прекращается, а лишь переходит на неосознаваемый уровень психической деятельности. Этап скрытой активности носит назва­ние инкубации. Наконец, ученый внезапно находит нужное решение, которое часто оказывается существенно отличным от тех вариантов, на которые он рассчитывал в начале; это озарение называется инсайтом. Следующая стадия — обос­нование, на которой исследователь производит уточнение и проверку реше­ния, его дальнейшую разработку и аргументированное изложение.

Наиболее загадочными стадиями являются, конечно, инкубация и инсайт. Именно в них во время скрытой неосознаваемой активности созна­ния творчество выступает как процесс, не поддающийся рациональному, пониманию. Много страниц написано исследователями творчества о том, что решающая стадия поиска управляется интуицией. Также и сами ученые оставили нам для истории немало описаний своих научных озарений.

Традиционно установилось терминологическое деление на дискур­сивное мышление и его антипод — интуитивное.

Дискурсивной называют интеллектуальную дея­тельность, основанную на эксплицируемых, отчетливо отделенных друг от друга процедурах. Примером дискурсивной деятельности может служить аргументация по четко определенным логическим правилам.

Интуи­ция — слож­ный и малоизученный психологический процесс; решение называют интуитивным, когда человек приходит к нему каким-то неосознанным путем, не может дать отчет в том, как оно возникло. Интуитивное решение характеризуется субъективно как неожиданное, внезапное. По своему содержанию оно оказывается оригинальным видением изучаемого предмета, структуры его взаимосвязей или открытием нового метода исследования. Интуитивному решению сопутствует особое чувство полного понимания, разгадки, проникновения в суть вещей, твердая убежденность в истинности пришедшей идеи.

Но действительно ли интуитивное решение приходит какими-то рацио­нально непостижимыми путями? На самом деле любой поиск начинается не с нуля. Он всегда базируется на некотором исходном знании. Успех оказыва­ется существенно зависящим от первоначальной подготовки исследователя, от его запаса навыков по решению проблем в предыдущей исследователь­ской деятельности, а также от интенсивности усилий, предпринимаемых им на первых стадиях поиска. При интенсивном первоначальном штурме про­блемы ученый входит в психологический постоянный режим поиска. Под­сознательно ученый продолжает перебирать варианты, связывать идеи и искать новые подходы. В этом неосознаваемом поисковом режиме могут совершаться весьма сложные мыслительные процедуры, устанавливаться неожиданные ассоциативные соответствия. Интуитивное разрешение проб­лемы оказывается наградой за всю предыдущую работу.

В научном поиске переплетены и дискурсивные усилия, основанные на рационально обоснованных и отработанных приемах, и интуитивные мыслительные ходы, имеющие принципиально новаторское содержа­ние. Это касается как стадии первоначальных осознанных усилий, так и ее продолжения — стадии неосознаваемого поиска. Необходимо по­нимать, что неосознаваемый интуитивный поиск ученого не представ­ляет собой чего-то принципиально отличающегося от действий в нормаль­ном состоянии, а направляем теми же самыми ориентирами, которые заданы дискурсивными процедурами научной деятельности (хотя по свое­му содержанию представлен, конечно, достаточно свободными, раскрепо­щенными движениями мысли). Поэтому не стоит резко разделять дискур­сивный и интуитивный компоненты научного творчества. Дальнейшие исследования проблемы творчества, можно предположить, по всей видимо­сти, откроют нам новые области их взаимопроникновения. Сближение исследователями творчества интуитивного и дискурсивного компонентов научного поиска есть лишь иная форма смягчения противопоставления контекста открытия и контекста обоснования.

Таким образом, не существует привилегированного доступа к научно­му знанию путем некоего интуитивного проникновения. Существует лишь умение методически мыслить и искать. Исследовательская интуи­ция не является неким счастливым даром, а развивается путем трениров­ки ученого в процессе упорной работы. Профессионализм ученого — это сложный комплекс явных и неявных знаний, интеллектуальных навыков и умений. Это то неуловимое и непередаваемое, несущее отсвет самой личности исследователя, его почерк и стиль, что называется виртуозно­стью, опытом, мастерством.