logo search
Методический комплекс новый

22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого

Современный ученый не просто специалист, обладающий знаниями в какой-то узкой области. Сегодня круг задач, являющихся неотъемлемой частью его профессии, весьма широк.

Ранее говорилось о необходимости владеть современными информаци­онными технологиями. Профессия ученого предполагает также знание основ библиографии как особой прикладной отрасли знания. Сюда входит умение находить необходимые сведения о публикациях, потреблять библиграфическую информацию, грамотно оперировать ею. Существуют общепринятые правила цитирования, библиографических ссылок и описаний.

Важная часть деятельности ученого — текстовая работа, создание собственных научных текстов. Ведь стержень современной науки — публикация. Сегодня прирост и функционирование научного знания держит­ся на публикациях. Публикация является как бы квантом прироста нового знания. Идеи, разработанные ученым, вводятся в оборот научного сооб­щества только после их публикации, проверки, подтверждения и приня­тия в циклах других исследований и отражающих их изданий. Сегодня предлагают рассматривать современное научное знание как гигантский гипертекст, связывающий перекрестными «нитями» отдельные публика­ции в единое информационное пространство. Ясно, что в этих условиях от ученого требуется особое умение писать, т.е. знать и правильно ис­пользовать общепринятые в науке нормы оформления научных текстов, учитывать стилевые особенности публикаций. Комплекс принятых стиле­вых стандартов иногда называют научной грамматикой. Она тоже явля­ется необходимой частью общей подготовки ученого. Так, в некоторых научных и учебных заведениях даже читают курсы для начинающих уче­ных под названием «научное письмо».

Существенное место в научной информации занимает и патентная документация. Это совокупность документов, включающих сведения об изобре­тениях, открытиях и других видах интеллектуальной собственности. Сущест­вует специальная отрасль знания — патентоведение, которая занимается вопросами правового обеспечения интеллектуальной собственности. Па­тентная документация включает как юридические, так и научно-технические темы. Патентной документации должны быть присущи такие черты, как вы­сокая степень достоверности, оперативность, полнота сведений. Профессио­нальная разработка научно-исследовательской темы сегодня невозможна без предшествующей стадии патентных исследований, включающих поиск, анализ, целенаправленное потребление патентной информации.

Говоря об умении обращаться с интеллектуальной собственностью в более широком контексте, следует указать на чрезвычайную важность правовой компетентности современного ученого. Это касается знания таких вопросов, как авторское право и его защита, приоритет, акаде­мические права и свободы и др. Как известно, вопросы правового обес­печения научной деятельности являются весьма деликатными и болезнен­ными для ученых (вспомним, например, такие острые темы, как плагиат, некорректное цитирование, споры о приоритете).

Ученый часто выполняет функции организатора научных исследователей и руководителя, что требует от него наличия определенных на­выков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие ученые сочетают собственно познавательную деятельность с преподавательской, которая, по сути дела, является самостоятельной про­фессией (для нее нужны специальные умения и постоянный личный профессиональный рост). Помимо работы в системе формального образо­вания, ученый обычно имеет возможность (особенно в достаточно зрелом возрасте) влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название «наставничество».

Укажем также на значимость этической компетентности современно­го ученого на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, может быть, экспертизах по теме его научных интересов.

В эпоху демократической государственности ученые становятся социаль­но активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выпол­нять различные социальные функции, связанные с их знаниями в научных областях. Ученые часто входят в правительственные структуры, участвуют в государственных комиссиях, выполняют различные заказы, дают оцен­ки, разрабатывают и реализуют проекты и программы. Кроме того, уче­ные должны уметь отстаивать свои права, объяснять обществу, зачем нужны их исследования, обосновывать свои притязания на финансирова­ние собственных проектов и настойчиво добиваться выделения средств у фондов и государственных структур.

Все это — примеры разносторонней деятельности современного учено­го. Сегодня далеко не каждый ученый может позволить себе роскошь быть кабинетным затворником. В наше время необходимость предельно концен­трироваться на занятиях своей предметной областью сочетается с необхо­димостью заниматься различными делами почти одновременно.

Сегодняшний характер роста научного знания таков, что следует, по­жалуй, говорить не о динамичном, а о сверхдинамичном развитии множе­ства научных областей. Текущие обзоры, отражающие оригинальные ста­тьи за определенные временные интервалы, в этих областях почти сразу устаревают. Для активно работающих ученых существует весьма реаль­ная опасность устареть самим, т.к. в бурно развивающихся научных направлениях методы, научные результаты и концепции быстро утрачивают действенность. Утрата контакта с передним фронтом исследований означает для современного ученого просто выключение из актуального научного продвижения. Это придает особенно сложный характер профес­сии современного ученого и выдвигает перед научным работником зада­чу быть всегда современным, востребованным, информированным, опе­ративно реагирующим, обновляющимся.