logo search
Методический комплекс новый

1.4. Источники и виды знания.

Теперь обратимся к сфере человеческих знаний. Она чрезвычайно разно­образна. Однако в наше время под знанием преимущественно имеют в виду именно научное знание. Это связано с той огромной ролью, которую иг­рает наука в современной культурно-исторической ситуации. Сложилось типичное представление о науке как своеобразной монополии на познава­тельную деятельность и знание вообще. Но при более внимательном взгля­де оказывается, что в обществе циркулирует и функционирует не только знание, добытое наукой, но и другие его разновидности. Распространенным является деление знания на научное, донаучное и вненаучное.

К донаучному относят знание, приобретаемое в обыденном позна­нии, в процессе повседневной жизнедеятельности человека и общества.

Вненаучным знанием называют те виды знания, которые, в отличие от неспециализированного обыденного знания, обладают специфической оформленностью (и не связаны непосредственно с научной деятельно­стью). Их носителями являются, как правило, особые социальные группы. Часто приобретение, хранение и использование таких знаний становится профессиональной обязанностью представителей этих социальных групп. Примерами такого вида знаний могут служить знания публицисти­ческие, правовые, искусствоведческие, организационно-управленческие и многие другие. Большинство видов вненаучного знания мирно ужива­ются (или взаимодействуют) с научным. Оно получает со стороны «нормальной» науки характеристику паранаучного или даже лженаучного. Это, например, различные алхимические, астро­логические, парапсихологические, френологические и прочие воззрения подобного рода.

Поскольку знание бывает не только научным, источником знания может служить не только научный опыт. Спектр источ­ников знания весьма разнообразен. Важнейшую роль в познавательных процессах играет культурно-историческая традиция. Действительно, ведь для многих видов знания мы не можем определить непосредственный источник их происхождения, а принимаем их в готовом виде от старших поколений в процессах воспитания, образования, общения, совместной жизнедеятельности. Это происходит в общем поле культуры, которая во многом и представляет собой систему устойчивых структур хранения и пе­редачи социально значимой информации.

Совместная жизнедеятельность людей в общем поле объединяющей их культуры служит главным источником знаний.

Что же касается научного знания, то на первый взгляд кажется, что наука как бы замкнута сама на себе, и научный опыт является в ней единственным источником знания. На самом же деле ситуация намного сложнее. «Чистой», беспредпосылочной науки, вообще говоря, не существует. (В дальнейшем мы будем говорить об этом подробнее.) Огромный пласт предпосылочного знания в науке имеет в своем истоке самые разнообразные составляющие: это и метафизические представления, и обыденный опыт, и религиозные представления, и эстетические установки, и культурные стереотипы и метафоры.