logo search
Методический комплекс новый

27.2. Влияние науки на искусство

Искусство традиционно использовало научные знания. Например, из истории искусства известно, что математические и оптические представ­ления влияли на состояние архитектуры и живописи.

С ростом научных достижений и повышением роли науки в социаль­но-культурной жизни воздействие науки на искусство усиливается. Характерной чертой современного искусства является большая вовле­ченность в общий процесс научно-технической модернизации. Действи­тельно, познавательный компонент искусства сегодня не может обой­тись без использования научных достижений и идей. Влияние науки на искусство сказывается прежде всего в общем «онаучивании» искусства. Этот процесс порой воплощается в осознанных методологических эсте­тических программах. Достаточно вспомнить такое направление XIX в., как натурализм (Э. Золя, А. Доде и др.), теоретики которого утверждали, что (по словам Г. Флобера) искусство должно быть научным и беспри­страстным.

В определенном смысле современное искусство, как и наука, является существенно неклассическим. Оно пересматривает классические каноны красоты и гармонии, ищет новые экспрессивные средства и новое содер­жание, активно экспериментирует. Научные идеи и представления прони­кают в мастерские художников. Например, влияние новых научных кон­цепций ярко заметно в творчестве П. Сезанна, позже — в авангардном искусстве XX в.; абстракционизм, кубизм и другие течения предлагают нам, по сути дела, отказ от антропоцентризма, изображение отдаленных от обыденного сознания структур бытия.