logo search
Методический комплекс новый

29.3. Современный культурный проект

В первые десятилетия XX в. Оствальдом Шпенглером (1880-1936) в знаменитой работе «Закат Европы» (1918, 1922) было хорошо показано единство различных областей культуры. Западноевропейскую культуру (отличаемую им от других культурных организмов, в т.ч. от античной) он охарактеризовал как фаустовскую. Ей присущи непрерывная динамика и беспокойство, она стремится к неукротимому расширению пределов, к преодолению границ, к новым завоеваниям. Однако О. Шпенглер утверж­дает, что всякая культура рано или поздно перерождается в цивилизацию. Это перерождение характеризуется замиранием и оскудением духовной жизни, вырождением философии и искусства. Следовательно, рано или поздно должен исчерпаться и фаустовский проект.

В наше время практически общепринятым стало понятие «проект Модерн», разработанное прежде всего в трудах франкфуртских критических теоретиков (Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса). Модерн — это берущий с начала Нового времени и особенно развитый в идеологии Про­свещения комплекс идей, направленных на осуществление безграничного господства. Развитие науки и техники в эпоху Модерна управляется пре­дельным интересом достижения власти. Однако реализация проекта Мо­дерн не сделала человека счастливее, страсть к подчинению обернулась разорением неевропейских народов, порабощением самого человека маши­нами и технологиями, нарушением природного равновесия. Разочарование в этой идеологии привело сегодня к умонастроениям, отрицающим ряд ее принципов и поэтому называющимся, соответственно, постмодерн.

В отечественной литературе последних десятилетий разрабатывается концепция техногенной цивилизации, выдвинутая в свое время B.C. Степиным. Он указывает, что существуют два основных типа цивилизационного развития — традиционалистский и техногенный. Традиционные культуры стабильны, нацелены на гармоничное существование человека в природе, вхождение его в естественные экологические ритмы. Техногенной же цивилизации присуща ускоренная динамика, обновление зна­ний и технологий. Возникновение техногенной цивилизации B.C. Степин относит к XIV-XV вв. Она основана на концепции человека как существа, призванного преобразовывать мир. Природа понимается не как органи­ческое целое, а как источник сырья и объект различных манипуляций. Но техногенный проект принципиально противоречив и саморазрушителен. Итак, современный цивилизационный замысел выглядит малопривле­кательно. Сегодня ищут возможность пересмотра далеко зашедшего культурно-цивилизационного проекта, ищут пути решения глобальных проблем. Определенные надежды возлагают на новый синтез на­уки и различных форм вненаучного мышления, синтез, кото­рый должен вывести человечество к холистическому мировоззрению. Принципы экологически стабильной цивилизации выдвигает, например, Грегори Бэйтсон — один из крупнейших деятелей гуманитарной науки XX в1. В отечественной литературе особой популярностью пользуются идеи русских космистов — В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др. Значительный массив литературы посвящен сегодня теме переосмысле­ния и корректировки западного варианта цивилизационно-культурного развития.

На этом фоне сильны антисциентистские настроения. В разросшемся за последние десятилетия необозримом массиве постмодернистски ориен­тированных концепций принято считать науку и научный разум ответственными за нынешние кризисные явления. Антисциентист­ская аргументация верно схватывает многие перегибы и пороки научно-технологической модернизации, анализирует множество ее пагубных следствий. Но проблема лежит глубже. Хотелось бы подчерк­нуть еще раз: не научный разум сам по себе, а духовные устои современ­ной культуры — вот что вызывает сомнение. Наука не имеет какой-либо собственной, выращиваемой изнутри, идеологии.

Что такое наука? Наука — лишь продолжение общего культурного проекта специализированными исследовательскими средствами. Она уже неоднократно меняла свой вид в различные исторические эпохи. В рамках иного культурного проекта наука могла бы получить совсем другой смысл.

Контрольные вопросы

1. В чём состоит различие и сходство науки и искусства ?

2. Какова идея единого художественно-научного познания ?

3. Как влияет наука на искусство и наоборот ?

4. Как соотносятся современная наука и религиозная идея ?

5. В чём проблема совместимости науки и религии ?

6. Какова сущность научного познания с религиозной точки зрения ?

7. Почему наука является продолжением культурного проекта ?

8. Каковы исторические разновидности культурно-познавательных проектов ?

9. В чём состоит сущность современного культурного проекта ?

.

Основная литература.

1. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник/ Ушаков Е.В. - Москва: Экзамен, 2005.

2. Методология: вчера, сегодня, завтра /ред. сост. Г.Г. Копылов и М.С.Хромченко. - Москва: Школа культурной политики, 2005.

3. Кохановский В.П. Философия науки: учебное пособие для вузов/ Г.П. Кохановский и др.; ответ. Ред. В.П.Кохановский.-Изд. 2-е – Москва: Издательский центр «МарТ»; Ростов-на-Дону, 2006.

4. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков.-Москва: Новое знание, 2004.

Дополнительная литература

5. Рузавин Г.И. Философия науки: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И.Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400с.

6.Философия методологии науки: учебное пособие /науч.ред. В.И.Купцов- Москва-Аргус, 1994-(Программа «Обновление гуманитарного образования в России).

7. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: Академический Проект.

8. Философский словарь: словарь / ред. И.Т. Фролов. 7-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2001.

.

Темы рефератов

1. Философия и наука. Элементы теории познания.

2. Наука как система знаний и как вид деятельности.

3. Проблемы истины и научного метода.

4. Научное понятие и научный закон как элементы структуры научного знания.

5. Научное объяснение – структура научного знания.

6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

7. Метод и методология научного познания.

8. Описание, сравнение и измерение – методы научного познания.

9. Наблюдением – важнейший метод научного познания.

10. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

11. Моделирование как метод научного познания.

12. Методология теоретического уровня: логические действия и их сущность.

13. Методология теоретического уровня : подходы и методы.

14. Проблема как единица логико-методологического анализа.

15. Факт как единица логико-методологического анализа.

16. Гипотеза как единица логико-методологического анализа.

17. Теория как форма научного познания и основа логико-методологического анализа.

18. Научно-исследовательская программа как единица логико-методологического анализа.

19. Научная теория: становление и развитие, проверка и принятие.

20. Социологическое и историческое измерения научного познания.

21. Научное познание: рост, разрывы и преемственность.

22. Проблема рациональности научного познания.

23. Крупные и малые изменения в науке как проблемы динамики научного познания.

24. Научное творчество как проблема динамики научного познания.

25. Гуманитарные науки, их роль и специфика.

26. Понимание и объяснение – главные составляющие общего методологического проекта.

27. Специальные методы научного познания в гуманитарных науках.

28. Научное познание в гуманитарных науках: сложности, тенденции, перспективы.

29. Особенности современной науки

30. Модернизация общественной жизни: достижения и проблемы.

31. Этика ученого. Ответственность ученого перед обществом.

32. Наука и глобальные проблемы.

33. Организационные формы науки.

34. Функционирование науки и факторы общественной жизни.

35. Научная картина мира.

36. Наука и искусство.

37. Наука и религия.

38. Наука в общем культурном проекте.

.

Словарь ключевых терминов

Абстрагирование — способ замещения чувственно данного объекта мысленным конструктом (абстрактным объек­том) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур — отвлечения и пополнения, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества соответствующих чувственных данных, с другой стороны, в это содержание привносится новая информация, никак не вытекающая из этих дан­ных. Так, формируя такой абстрактный объект геомет­рии как треугольник, квадрат, куб и т. п., на первом этапе отвлекаются от всех чувственно данных характеристик пространственных объектов, кроме их формы и разме­ров, а на втором этапе наделяют их такими свойствами как абсолютная прямизна линий, неизменность, непре­рывностьи т. п. Результаты абстрагирования принято на­зывать абстракциями.

Абстрактный объект — когнитивно представленный в теории объект научного познания, отображающий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явле­ний окружающего мира. В современном научном позна­нии абстрактный объект может репрезентировать не только соответствующее множество объектов эмпири­ческого опыта, но и множество абстрактных объектов предшествующего уровня абстракции.

Абстракция — результат мысленного членения объекта по­знания с помощью абстрагирования, в результате которо­го в науке вырабатываются мысленные конструкты и ус­танавливаются связи между ними (понятия, суждения и др.)

Аддитивный и неаддитивный – получаемый путём сложения частей в целое или несводимый к свойствам частей.

Аксиология – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Аксиома – исходное утверждение (предложение) научной теории, которая берётся в качестве истинного не недоказуемого, а из него выводится теорема.

Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких взаимоисключающих решений.

Амбивалентность - существование в структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (любовь и ненависть).

Анализ и синтез – разложение и соединение; в общем значении процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Тесно связаны с абстракцией, обобщением, структурой, классификацией. Выступают как взаимообусловленные логические процессы.

Анимизм - вера в душу и духов, влияющих на жизнь человека, животных и окружающий мир.

Антропогенный – порождаемый деятельностью человека, связанный с этой деятельностью.

Апологетика - защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращённых к разуму.

Априори – изначально; значение, полученное «до» и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.

Артефакт – вещь, предмет целенаправленной человеческой деятельности.

Атрибут – придаю, наделяю; неотъемлемое свойство предмета без которого предмет не может существовать ни мыслиться.

Бифуркация - раздвоение, разделение, разветвление чего-нибудь; стадия возрастания (убывания) параметра, системы.

Бихевиоризм – поведение; психические явления, сведённые к отождествлению сознания и поведения, т.е. к связи стимула и реакции.

Бытие – философское понятие; 1). Понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. 2). Понятие наиболее общее и абстрактное, обозначающее существование человека вообще.

Валидность – (полноценность, пригодность, соответствие), качество методов психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вербальность - выраженный в словах, словесный.

Верификация - доказательство, проверяемость, подтверждение; понятие, употребляемое в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений, (теорий и гипотез), их эмпирической проверки.

Время – проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящее и будущего, выражая длительность и последовательность событий. Время неразрывно связано с изменением – без него нет времени.

Гедонизм – наслаждение; 1.разновидность теоретического обоснования нравственности, выводящего добро из наслаждения;

2.система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Генерализация – обобщение, логический переход от частного к общему; подчинение частных явлений общему принципу.

Герменефтика – 1.теория и практика истолкования текстов; 2. Теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов в рамках философского течения.

Герменефтический круг – особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером.

Гештальт – целостный образ, целостная структура, формирующиеся в сознании человека при восприятии объектов, при представлении о них.

Гносеология – раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания.

Гомеостазис – тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулируемых систем и состоящий в поддержании параметров в допустимых пределах (терморегулятор).

Гомоденность и гетероденность – однородность и разнородность; видовые понятия.

Данное – понятие эпистемологии, обозначающее непосредсвенные элементы опыта.

Дедукция - умозаключение от общего к частному, от обобщений к конкретному общему утверждению.

Демиург – мастер, ремесленник; в переносном смысле – создатель, творец.

Деонтология – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, моральных требований, нормативов.

Дескриптивный - описывающий, констатирующий отношения между элементами текста.

Детерминизм – учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений природы и общества.

Дефиниция – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные черты предмета или значения.

Деятельность – специфический человеческий способ отношения к миру, предметная деятельность, преобразующая природу для себя.

Дискурсивный – совершаемый путем логических умозаключений в отличие от интуитивного.

Дихотомия - разновидность классификации: деление целого на две части.

Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Знание — кодифицированная и благодаря этому идентифи­цируемая информация любого рода. В зависимости от «г средств кодификации сознанием информации перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуи­тивное, явное и неявное (латентное), эмпирическое и тео­ретическое, научное и вненаучное и др.

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих социальную группу, класс, политическую партию, общество.

Идентификация – установление определенных признаков тождества различных объектов.

Идеографический метод – обозначение метода наук о культуре, состоящего в описании индивидуальных особенностей исторических фактов.

Изоморфизм и гомоморфизм – (одинаковая и подобная форма); понятие, характеризующее соответствие между структурами объекта.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Императив - безусловное, настоятельное требование.

Имплицитный – подразумеваемый, неявный, противоположный.

Индукция - умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям.

Инкубатор (инновационный центр) — здание или несколько зданий, где на ограниченный срок на условиях льготной аренды размещаются вновь создаваемые малые фирмы.

Интенциональность – (стремление), первичное смыслообразующая устремленность сознания к миру, предмету, предметная интерпритация отношений.

Интернализм – (внутренний), методологическое направление в истории философии науки, признающее движущей силой развитие внутренние интеллектуальные факторы.

Интерсубъективность – надличность, трансиндивидуальность духовной деятельности. В науке выражает общезначимость, обязательность, принудительность, всеобщность рациональной логической сферы знания.

Интерпретация – истолкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Ирроциональность – не постигаемый разум, такой, который не может быть выражен в логических понятиях. Отрицающий возможность логического познания, признающий инстинкт, веру основным инструментом познания.

Истина такое содержание знания (данных чувственного опыта, интуиции, суждений, теорий, когнитивных сис­тем), которое тождественно (в определенном интервале) предмету знания.

Исчисление предикатов – расширение исчисления высказываний путем формализации выводов, основывающаяся на внутренней структуре высказывания.

Казуальный – случайный, единичный.

Катарсис – очищение, понятие, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека.

Категории – высказывание, свидетельство. Формы осознания в понятиях всеобщих способах отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Каузальный – причинный.

Контекст – соединение, связь; относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.п.

Континуум – непрерывность явлений, процессов.

Конформизм – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие господствующих мнений, существующего порядка вещей, беспринципность.

Концепция - 1. система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе; 2. замысел, определяющий стратегию действия при осуществлении реформирования проектов, планов, программ.

Критерий истины – мерило для оценки. Средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения. Критерием истины является общественная практика.

Лабильный – нестойкий, изменчивый, неустойчивый.

Логика науки — совокупность правил логической организа­ции научного знания, применяемых в той или иной науч­ной теории (множество правил вывода и определения). Среди важнейших логических методов построения науч­ных теорий выступают дедукция и конструктивно-гене­тический метод.

Метафизика – (что после физики) философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.

Методология – 1. Совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; 2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной деятельности.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов, убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции людей.

Мистицизм – религиозно-идеалистическое воззрение, основанное на мистике; учение о том, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом.

Модальный - характеризующий суждение в зависимости от его достоверности.

Моделирование — метод исследования объектов природного социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей на оригинал. Эффек­тивность и эвристичность данного метода вытекает из факта глубинного сходства между оригиналом и его моде­лью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется.

Модель — опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции.

Модус – философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.

Мотивация – наличие причинно-следственной связи между какими-то действиями, явлениями, поступками.

Мысленный эксперимент — совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретически­ми конструкциями в условиях, аналогичных эксперимен­тальным.

Наука — социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.

Наблюдение — получение фактуальной информации с ис­пользованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и рпреациональных средств. При этом решающая роль с принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость резуль­татов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность.

Наукоемкая отрасль — отрасль производства или услуг, в ко­торой преобладающее значение имеют наукоемкие техно­логии.

Наукоемкая технология — технология, при использовании которой объемы ИР превышают среднее значение этого показателя в определенной области экономики (обраба­тывающая промышленность, добывающая промышлен­ность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. п.).

Научная деятельность — специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество лю­бых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью — производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами — различные методы и процедуры эмпирического и теорети­ческого исследования.

Научный закон — форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.

Научная истина — множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом.

Научная проблема — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структу­ры, способов познания, практического использования и преобразования. Очевидно, что научная проблема есть выражение субъект- объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социальной социологии и психологии науки.

Научная рациональность — специфический вид рациональ­ности, характерный для науки. Отличается от общей раци­ональности более строгой (точной) экспликацией всех ос­новных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, до­казательности, объективной истинности рационального знания. Научная рациональность всегда имеет историчес­кий и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного иссле­дования представлениях об идеале научного знания и спо­собах его достижения.

Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое спе­цифическими научными методами и средствами (абстра­гирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеа­лизация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.).

Научный метод — собирательное имя для обозначения сово­купности применяемых в науке средств получения, обо­снования и применения (использования) научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична и для разных типов наук (математика, естествознание, инженерные, исторические и гуманитар­ные науки) и для качественно различных уровней одной и той же науки. Для комплекса гума­нитарных и социальных наук в качестве специфических и наиболее значимых средств выступают понимание, исто­рический метод, синхронный и диахронный анализ струк­тур и эволюции предмета исследования и т. п.

Неопозитивизм – одно из основных направлений философии ХХ века, современная форма позитивизма, претендующая на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых современной наукой.

Обобщение — метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обоб­щение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затем­няющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений.

Обскурантизм – крайне враждебное отношение к науке и просвещению, мракобесие.

Онтология - учение о бытии, о сущем, его формах и фундаментальных принципах, определениях и категориях бытия.

Операционализм - направление, рассматривающее научное понятие ни как отражение объективной действительности, а как логические построения, возникающие в результате различных операций.

Опыт — категория для обозначения процесса и результатов де­ятельности сознания во всех его проявлениях: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объектное и рефлексивное, индивидуальное и коллективное, направ­ленное во вне и во внутрь сознания. В более узком значе­нии, наиболее часто употребляемом в науке, «опыт» обо­значает «чувственное» или «эмпирическое» познание объекта, осуществляемое в ходе непосредственного контак­та с ним с помощью приборов. Бинарной оппозицией «опыта» в этом узком его значении является понятие «теория».

Основание – необходимое условие, являющееся предпосылкой существования каких-либо явлений и служащие их объяснением.

Парадигма – (пример, образец) система представления, основных концептуальных установок и т.п., характерная для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом.

Партикуляризм – политическая разобщенность, раздробленность, движение к обособлению частей государства.

Перцепция – (восприятие), чувственное отражение вещей в сознании через органы чувств.

Позитивизм – философское направление субъективно-идеалистического характера, исходящее из того, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только на основе опыта, в результате описания и систематизации фактов, а не их объяснения, и отрицающее философию как науку, занимающуюся исследованием реальности.

Понятие - одна из форм отражения мира на ступени сознания, связанная с применением языка, обобщения.

Постмодернизм - направление, стиль в искусстве после модернизма.

Постулат - утверждение (предложение) научной теории, принятое в ней в качестве исходного, истинного, но недоказуемого в её рамках. Иногда постулат - синоним аксиоме.

Прибор познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материаль­ное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуе­мым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функциональным характеристиками — на прибо­ры-усилители, анализаторы, преобразователи и регист­раторы.

Презумпция - предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Принцип предосторожности — принцип, применяемый при оценке новых технологий перед тем, как дается разрешение на их применение. В соответствии с этим принципом при возникновении разумных сомнений в безопасности новой технологии те, кто ее создал и намерен применять, должны представить убедительные аргументы в пользу ее безопасности.

Профессиональная ответственность — ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получаемых результатов, за доб­росовестное выполнение других профессиональных ролей, за сохранение ценностей сообщества.

Разработки — проектирование, изготовление и испытание опытных образцов изделий, внесение корректив по резуль­татам испытаний и выполнение всех прочих действий, пред­шествующих серийному производству и сбыту продукции.

Разум — сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельности. Одним из оснований дея­тельности разума выступают результаты рассудочной сфе­ры сознания. В области мировозрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия.

Рассудок — сфера сознания, ориентированная на системати­зацию и понятийное моделирование результатов перцептивного (чувственного) познания бытия. Основными сред­ствами такого моделирования являются законы и правила формальной логики.

Рациональность — тип мышления (и соответствующего ему продукта — рационального знания), обладающего следую­щими необходимыми свойствами:1) языковая выразимость (дискурсивность); 2)определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3)системность (наличие координационных и су­бординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область), 4)обоснованность (существование логических связей) между суждениями); 5)открытость для внутренней и внеш­ней критики оснований, средств и результатов мышления; 6)рефлексивность (самоуправляемость процесса мышле­ния); 7)способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт.

Рационализм – направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе отрицающее значение чувственного восприятия в процессе познания.

Регион науки — территория, в экополитике которой главную роль играют исследовательские центры, разрабатываю­щие новые наукоемкие технологии и производства, осно­ванные на применении этих технологий.

Регулятив - направляющий, вносящий порядок, планомерность.

Регулятивные принципы – принципы соответствия, инвариантности, наблюдаемости в симметрии простоты, фальсифицируемости. Выступают в роли философско-методологических норм и идеалов научного познания.

Редуцировать – уменьшаться в размере, становиться проще по строению; отмирать.

Редукция – возвращение, отодвигание назад; сведение сложного, к простому.

Редукционизм - направление в философии и методологии науки, видящее в редукции генеральную линию развития научного познания; методологический приём сведения к чему-либо.

Релевантность – (существенный, уместный), обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку.

Рефлексия — форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критичес­кого рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания.

Репрезентативный - представительный, показательный в каком-то отношении, характерный.

Сакральный – (священный, обрядовый) персонажи религиозных писаний.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Сенсуализм – (чувства, ощущения) философское направление, в котором источником и основанием знания являются чувства.

Силлогистика – умозаключение, в котором из двух данных суждений получается третье.

Силлогизм – умозаключение, состоящее из 2-х суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синергия - совместное действие, вариант организации – совокупное действие превышает сумму действий по отдельности.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство в т.ч. с внешней средой.

Созерцание – чувственная ступень познания, связанная с понятием интуиции, активный процесс, связанный с жизнедеятельностью человека.

Социология науки — область социологических исследований, изучающих науку как социальный институт. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения, обеспечивающие функционирование и разви­тие науки, так и взаимоотношения науки с другими инсти­тутами современного общества.

Социальная ответственность — ответственность отдельного ученого и научного сообщества перед обществом. Пер­востепенное значение при этом имеет безопасность при­менения тех технологий, которые создаются на основе достижений науки, предотвращение или минимизация возможных негативных последствий их применения, обеспечение безопасного как для испытуемых, так и для остального населения и для окружающей среды проведения исследований.

Софизм – рассудительность, философское знание, мудрость. Ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном нарушении логики.

Сравнение — эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т. п. С принципиальной точки зрения (т. е. в общеметодологическом плане) сравнивать между собой можно любые мыслимые объекты, но при условии, что сравнение производится лишь по какому-либо точно выделенному в них признаку, свойству, отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции.

Сущее - категория антологии, обозначающее совокупность проявления бытия.

Схоластика – знание, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом.

Телеология – способ понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важнейшими понятиями являются цель, функция, роль, смысл.

Теоретизм — одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (ос­новным) источником, основанием и критерием истиннос­ти (или ложности) любых утверждений науки и особенно фундаментальных научных теорий (парадигм) является не их соответствие конкретным эмпирическим данным, а их внутренняя непротиворечивость, конструктивная полез­ность, приемлемость для научного сообщества и органичес­кая «вписываемость» (гармония) в структуру наличного (непроблематизированного) научного знания.

Теоретическое знание — уровень научного знания между эм­пирическим и метатеоретическим его уровнями. Каче­ственно отличается по содержанию от эмпирического; знания прежде всего своим предметом. В качестве (соб­ственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых мышле­нием как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические струк­туры).

Теория познания – (гнессеология) учение, раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структура его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Технологический императив — суждение, в соответствии с которым все то, что становится технически осуществи­мым, неизбежно будет реализовано. Это суждение, одна­ко, не подтверждено какими бы то ни было эмпирически­ми данными; напротив, люди отказываются, часто по моральным соображениям, от осуществления многих практически достижимых проектов.

Технополис — город, в экополитике которого главную роль играют научные центры и наукоемкие отрасли производ­ства и сферы услуг.

Точность – 1. Качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие стандарту, норме, образцу. 2. В методологии науки степень соответствия научной реальности в рамках научной теории.

Трансцендентальный – (выходящий за пределы) определение бытия шире традиционных категорий; характеризует попытку создать чисто умозрительную теорию бытия.

Универсум – термин, обозначающий всю объективную реальность в пространстве и во времени. В философии – это элементарные объекты изучаемой области, их виды (множества индивидов). Мир как целое.

Уровни научного знания — качественно различные по пред­мету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дис­циплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический; теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.

Утилитаризм - позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Факт — опытное звено, участвующее в построении эмпирического и теоретического знания, некая эмпирическая: реальность, отображенная информационными средства­ми (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства; 2) ин­формационную составляющую (информационные по­средники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику— средству фиксации фактов;

3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента);

4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.).

Фальсификация – один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий). Посредством их опровержения путем сопоставления с полученными империческими данными.

Формализация — совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий тео­рии с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых резуль­татов.

Философия науки — раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное ос­мысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институци­ональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной и т. д. Содержание и проблематика фи­лософии науки существенным образом зависит от того или иного понимания предмета и задач философии (позитивизм, герменевтика, структурализм, экзистенциализм и т. д.).

Флуктуация – случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа элементов, от ее среднего значения.

Фундаментализм - общее название религиозного учения.

Фундаментальная наука — исследование законов природы и общества, направленное на получение новых и углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах. Целью таких исследований является расширение горизонта науки. Реше­ние конкретных практических задач при этом, как правило, не предусматривается. Иногда в англоязычной литературе различают «базовые» исследования и «фундаменталь­ные». Первые считаются «чистой наукой», далекой от практики, накоплением знаний ради знаний, вторые на­правлены на получение знаний, которые когда-нибудь принесут практическую пользу.

Холизм – (целое), философия целостности, близкая по своим идеям к теории эмерджентной эволюции, используется для обозначения принципа целостности.

Эвристический – относящийся к эвристике. Эвристика - система обучения путем наводящих вопросов.

Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.

Экзистенциальный – иррационалистическое направление в современной философии (разновидность субъективного идеализма).

Эклектика - неорганичное чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов и т.п..

Эксперимент — метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобран­ных условиях, исследователь целенаправленно актуализи­рует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться по­нимать язык, все термины которого поддаются однознач­ной интерпретации данными опыта, то эксперимент мож­но определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с це­лью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классичес­кого по своей сути (на чем настаивал Н. Бор) позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональ­ной ступеней познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физическо­го объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «мак­роскопических» понятий. «Слово «эксперимент» относит­ся к такой ситуации, когда мы можем сказать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор).

Экспликация – истолкование, объяснение чего-либо в явном, наглядном виде, логико-методологический приём замещения неточного понятия точным, научным, когда недостаточно определенного научного знания о предмете.

Эксплиципный – явный, определенно недвусмысленно выраженный.

Экстраполяция — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или тео рии с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).

Экстернализм – направление в философии и историографии науки представители которого считают, что основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества.

Элиминировать – произвести удаление, исключение, устранение.

Эмерджентность – появление, возникновение.

Эмпатия – (чувствование, проникновение), понятие в философии и психологии, означающее восприятие мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопережевания его душевной жизни.

Эмпирическое знание — низшая степень (уровень) рацио­нального знания; совокупность высказываний об эмпири­ческих (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной отработки данных наблюдения и экспери­мента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общеэмпи­рические высказывания, графики, естественные класси­фикации и др.). Необходимо отличать эмпирическое зна­ние, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой от теоретического.

Эмпиризм — одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (ос­новным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конк­ретному множеству эмпирических (чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции является такое течение филосо­фии и методологии науки как позитивизм. Основные представители – Дж.Милль, Р.Карнап, К.Поппер и др.

Энтропия – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или счетным числом ходов.

Эпистемология – теория познания, гносеология.

Эсхотология – учение о конце света, входящее составной частью во многие религии.

Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии, направленной на моральные аспекты, как научной деятельности, так и на взаимоотношения науки с обществом в целом.

Этическая экспертиза — предваряющая исследование про­верка того, связано ли исследование с риском для здоровья, благополучия и достоинства испытуемых, сопоставим ли этот риск с теми выгодами, которое им может принести участие в исследовании, обеспечено ли надлежащее ин­формирование испытуемых и гарантирована ли добро­вольность их участия в исследовании. Этическая экспер­тиза предваряет каждое биомедицинское исследование, а в США и некоторых других странах — каждое исследова­ние, в котором человек участвует в качестве испытуемого.

Этический комитет — структура, проводящая этическую экс­пертизу. В состав этического комитета входят ученые-специалисты в данной области знаний, но не те, кто так или иначе связан с исследователями; представители медицинского персонала; юристы, священники и т. п. — лица, не яв­ляющиеся профессионалами. Этический комитет должен быть независим от исследователей, проект которых под­вергается экспертизе, и от администрации научного или медицинского учреждения, в котором намечается прово­дить исследование. Одобрение этического комитета явля­ется необходимым условием проведения исследования.

Этос науки - понятие философии науки, обозначающее совокупность моральных норм, принятых в научном сообществе, одна из стабильных характеристик в научной деятельности.

.

С о д е р ж а н и е

От составителя 3