8.2.6. Проблемы динамики науки
Применение точных наукометрических методов позволило изучить количественные аспекты динамики различных сторон социального института науки: увеличение числа научных работников в общей структуре населения, интенсивность и результативность научных разработок (частота открытий и изобретений, публикационная активность), параметры становления и развития научных областей. Установлено, что для многих показателей, отражающих ускорение научной деятельности, характерна динамика по экспоненциальному закону. Например, нарастание интенсивности исследований в какой-либо новой, активно разрабатываемой области обычно обнаруживает тенденцию, близкую к экспоненциальной кривой. Вообще, экспоненциальные зависимости встречаются достаточно часто в различных областях (например, им подчиняется рост бактерий, выпадение кристаллов из перенасыщенного раствора и многие другие). Экспоненциальная функция выражает т.н. закон естественного роста.
Однако, несмотря на большую распространенность в научной деятельности экспоненциальных тенденций, динамика науки в целом подчиняется более сложным закономерностям, которые сегодня внимательно изучаются. Так, в некоторых случаях обнаруживаются еще более быстрые процессы (режимы с обострением). Существуют и тенденции замедления, стабилизации в изменениях тех или иных показателей. Осознание сложности динамических трендов в науке заставляет социологов искать новые познавательные аналогии и модели.
Одной из интересных проблем динамики науки является проблема перехода интенсивно работающих научных систем в более стабильный режим. Ведь экспоненциальная динамика носит взрывообразный характер, однако ясно, что в реальности рост какого-либо показателя не может возрастать до огромных значений. Всегда вступают в действие различные лимитирующие факторы, которые могут привести к замедлению и даже остановке того или иного процесса. В науковедении эта проблема получила название проблемы сатурации науки.
Проблема сатурации активно обсуждалась в прошлые десятилетия и в целом еще не получила окончательного решения. Одни считают ее в большей степени надуманной, другие — вполне реальной. Но по крайней мере сейчас ясно, что тенденции научной динамики, как и всякие сложные социальные процессы, весьма неоднозначны, а возможность надежных прогнозов здесь весьма ограничена. Закономерности развития науки не могут быть описаны какой-то достаточно простой математической кривой, какой-то единой количественной формулой. Динамика науки определяется действием замысловатой совокупности как стимулирующих, так и тормозящих факторов. Анализ научной динамики — это открытая тема, требующая новых науковедческих исследований.
Контрольные вопросы
Какова сущность социологии как дисциплины ?
В чём выражается институционализация науки ?
Что такое научное сообщество и его формальное и неформальное структурирование ?
Какова структура и основные единицы неформальной общности ?
Какова роль руководителя в деятельности научного сообщества ?
В чём заключается феномен научной коммуникации ?
Каковы проблемы динамики науки ?
.
ЛЕКЦИЯ 9 ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Научная картина мира.
Понятие о научном мировоззрении. Что такое научная картина мира? Научные картины мира в новоевропейской науке. Роль научной картины мира в научном и философском познании.
Формы социокультурной обусловленности научного познания.
Уровни воздействия социокультурных факторов. Культура как исходный смысловой горизонт науки. Научная рациональность и социокультурные параметры. Проблема внутри культурных взаимосвязей.
Наука изучается сегодня и как культурное явление.
Культура в целом — это сложнейший феномен. Имеется более двухсот определений культуры. Прежде всего, само понятие «культура» противопоставляется природному. Культура — это измерение человеческой жизни, связанное с надприродными качествами человека; культура — это и среда, и одновременно продукт специфически человеческого бытия. Культурные образования имеют как материальные, так и духовные составляющие. В общее содержание культуры вносят свой вклад такие взаимодействующие сферы, как религия, искусство, наука, право, быт, нравственность и т.д. Помимо того, что культура является средой обитания человеческого общества в целом, можно выделить конкретные функции, которые имеет культурное измерение социальной жизни. Не вдаваясь в подробности культурологического анализа, укажем лишь на нормативную и мнестическую функции.
Нормативная функция выражается в том, что культурное поле в том или ином срезе исторического времени задает обществу и составляющим его людям систему ценностей, оценок, критериев и норм. Нормативный план культуры оказывает решающее влияние на поведение людей, их базовые представления о категориях должного во всех областях человеческой деятельности.
Мнестическая функция состоит в том, что культура выступает носителем, хранителем и транслятором социально значимой информации. Эта информация по определению является генетически не наследуемой, поэтому по аналогии с генетическим кодом говорят о социокоде, обеспечивающем передачу когнитивной, нормативной, поведенческой и других видов социально необходимой информации.
Как соотносятся понятия «культура» и «наука»? Разумеется, наука представляет собой одну из сфер культурного континуума социальной жизни. Однако наука имеет и ряд специфических свойств, которые придают ей весьма яркое, самобытное, самостоятельное значение. Наличие у науки специфических свойств позволяет говорить об определенном противопоставлении науки и остальной культуры. Именно это различение и имеется в виду, когда рассматривают тему «наука и культура». Перечислим некоторые специфические свойства науки, выделяющие ее из общей системы культуры.
Наука новационно заострена. Она выделяется из остальной культуры своей динамикой, предельно быстрым обновлением.
Деятельность науки (и только науки) регулируется принципиально познавательной целью. Прочие цели науки (внепознавательные, или социальные) имеют для нее лишь побочную значимость.
Для науки характерна ведущая роль профессионального сообщества. Пожалуй, именно научная сфера обнаруживает самые жесткие (или по крайней мере одни из самых жестких) критерии отбора людей, способных реализовать себя в этой области. Для прочих социокультурных сфер критерии в целом оказываются мягче. Для дилетанта шире возможности попробовать себя, например, в искусстве, политике, предпринимательстве.
Наука представляет собой деятельность, стремящуюся в пределе к идеальной рациональности. В некотором смысле наука вообще представляет собой институциолизированную (или, по крайней мере, максимально возможную в данных познавательных условиях) рациональность. В прочих сферах культуры внерациональные составляющие играют в той или иной степени более значимую роль.
.
- Часть 1 курс лекций______________________________________________________
- 1.1. Философия и наука
- Сущность философии. Взаимоотношения философии и науки
- Функции и роль философии в научном познании
- 1.2. Философские дисциплины, изучающие науку
- 1.2.1. Наука как объект полидисциплинарного изучения
- 1.2.2. Философия науки: становление и этапы
- 1.2.3. Методология науки
- 1.2.4. Логика науки
- 2.1. Научное понятие
- 2.1.1. Понятие с логической точки зрения
- 2.1.2. Формирование и функционирование научных понятий
- 2.2. Научный закон
- 2.2.1. Определение и характеристика научного закона
- 2.2.2. Операционально-методологическая сторона научного закона
- 2.2.3. Классификация законов
- 2.2.4. Функции научных законов
- 3.1. Общая структура
- 1). Предельно общие методологические установки.
- 2). Общенаучные методологические установки.
- 4). Специальные методики.
- 3.2. Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
- 3.3. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
- 4.2. Проблема и проблемная ситуация
- 4.3. Проблема как научное утверждение
- 4.4. Понятие об адекватно сформулированной проблеме
- 4.5. Этапы постановки проблемы
- 4.6. Динамика проблем в научном познании
- 5.1.1. Становление и развитие научной теории
- 5.1.2. Понятие о теоретической схеме
- 5.1.3. Генезис и обоснование теоретической схемы
- 5.1.4. Объединяющая модель развития научных теорий
- 5.2. Проверка и принятие научной теории
- 5.2.1. Проверка теории: эмпирические и неэмпирические аспекты
- 5.2.2. Принятие теории
- 5.2.3. Необходимость выхода в социологический и исторический ракурс
- 6.1.2. Метод гуманитарных наук
- 6.1.3. Цель гуманитарного познания
- 6.1.4. Функции гуманитарного знания
- 6.1.5. Единая наука или два региона
- Общий методологический проект: понимание и объяснение
- 6.2.1. Возникновение проблемы «понимание / объяснение» и
- Современный интерпретативный поворот гуманитарных наук
- 6.2.3. Интерпретация как метод гуманитарных наук
- 7.1.1. Проявления модернизации
- 7.1.2. Феномен техники
- 7.1.3. Противоречивые плоды науки
- 7.1.4.Восприятие науки в общественном сознании
- 7.2. Наука и глобальные проблемы
- 7.2.1 Определение и классификация глобальных проблем
- 7.2.2. Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
- 7.2.3. Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
- 7.2.4. Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
- 8.1. Социология науки как дисциплина
- 8.2. Организационные формы науки
- 8.2.1.Институционализация науки. Формирование научных дисциплин
- 8.2.2. Научное сообщество. Формальные и неформальные общности
- 8.2.3. Неформальные общности: исследовательские группы, научные
- 8.2.4. Роль руководителя в деятельности научного сообщества
- 8.2.5. Научные коммуникации
- 8.2.6. Проблемы динамики науки
- 9.1. Научная картина мира
- 9.1.1. Понятие о научном мировоззрении
- 9.1.2. Что такое научная картина мира?
- 9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке
- 9.1.1. Роль научной картины мира в научном и философском познании
- 9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания
- 9.2.1. Уровни воздействия социокультурных факторов
- 9.2.2. Культура как исходный смысловой горизонт науки
- 9.2.3. Научная рациональность и социокультурные параметры
- 9.2.5. Тип рациональности
- 9.2.6. Проблема внутрикультурных взаимосвязей
- Часть 2 тематика и содержание семинаров____________________
- 1.1. Познание и его виды.
- Понятие субъекта и объекта
- 1.3. Компоненты познания
- 1.4. Источники и виды знания.
- 1.5. Знание явное и неявное
- 2. Наука как система знания и как вид деятельности.
- 2.1. Основные черты научного знания
- 2.2. Динамизм и незавершенность науки
- 2.3. Единицы научного знания
- 3. Наука как деятельность
- 3.1. Научная деятельность как способ постижения мира
- 3.2. Параметры научной деятельности и их сущность
- 3.2.1. Характер
- 3.2.2. Цель
- 3.2.3. Предмет
- 3.2.4. Средства
- 3.2.5. Ценность
- 4. Проблема истины
- 4.1. Проблема определения истины
- 4.2. Проблема критериев истины
- 4.3. Поиски универсальной концепции истины
- 5. Проблема научного метода
- 5. 1. Методологические понятия.
- 5.2. Определение научного метода
- 6.1. Дедуктивная объяснительная схема к. Гемпеля
- 6.2. Базис и структура как основания характеризации объяснений
- 6.3. Разнообразие оснований объяснения
- 6.4. Стандарты понимания
- 6.5. Прагматические факторы в структуре объяснения
- 6.6. Научное предсказание
- 7.1. Первоначальная постановка проблемы
- 7.2. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты
- 7.3. Современное состояние проблемы различения
- 7.4. Проблема независимости эмпирического уровня от теоретического
- 7.5. Связи между уровнями. Правила соответствия
- 8. 1. Описание
- 8.2. Сравнение
- 8.3. Измерение
- 9.1. Структура и классификация наблюдения
- 9.2. Основные характеристики научного наблюдения
- 9.3. Отличие наблюдения от эксперимента
- 9.4. Тезис о теоретической нагруженности наблюдения
- 9.5. Проблема объективности результатов наблюдения
- 9.6. Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
- 9.7. Наблюдение в современной науке
- 10.1. Экспериментальный метод в истории науки
- 10.2. Структура и логическая схема эксперимента
- 10.3. Классификация экспериментов
- 10.4. Многофакторный эксперимент
- 10.5. Этапы экспериментального исследования
- 10.6. Эксперимент и теория
- 10.7. Автономия экспериментальных практик
- 10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента
- 11.1. Моделирование в истории науки
- 11.2. Показания к моделированию
- 11.3. Этапы и структура моделирования
- Построение модели;
- Изучение модели;
- 11.4. Классификация моделей
- 11.5. Проблема сходства оригинала и модели
- 11.6. Логические аспекты этапа экстраполяции
- 11.7. Моделирование как познавательный процесс
- 11.8. Функции моделей в научном познании
- 11.9. Трудности современного моделирования
- 12.1 Индуктивная направленность стадии
- 12.2. Применяемые методы
- 12.3. Ограничения статистического мышления
- 13.1. Логические действия
- 13.2. Подходы и методы
- 13.2.1.Аксиоматический метод.
- 13.2.2. Гипотетико-дедуктивный метод
- 13.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод в качестве универсальной
- 13.2.4. Существует ли индуктивный метод?
- 13.3. Исторический подход
- 13.4. Другие теоретико-методологические подходы
- 14.1. Определение научного факта
- 14.2. Роль фактов в научном познании
- 14.3. Факт в структуре научного знания
- Инвариантный;
- 14.4. Логическая форма факта
- 14.5. Тезис о теоретической нагруженности факта
- 15.1 Классификация гипотез
- 15.2. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации
- 15.3. Логико - методологические требования к научной гипотезе
- 15.4 Гипотезы ad hoc
- 15.5 Стадии работы над гипотезой
- 15.6. Проверка и принятие научной гипотезы
- 16.1. Исходные соображения
- 16.2. Функции научной теории
- 16.3. Классификация научных теорий
- 16.4. Структура научной теории
- 16.5. Теории и ход научного познания
- 17.1. Научное сообщество
- 17.2. Парадигма
- 17.3. Нормальная наука
- 17.4. Научная революция как смена парадигм
- 17.5. Проблема рациональности и другие проблемы,
- 18. Рост научного знания: разрывы и преемственность
- 18.1. Формулировки проблемы несоизмеримости
- 18.2. Интертеоретические отношения
- 18.3. Преемственность научных теорий
- 18.4. Обновление или разрушение?
- 19.1. Современные сюжеты проблемы реальности
- 19.2. Подходы к общему определению понятия рациональности
- 19.3. Принципы оценки и сравнения научных теорий
- 20. Крупные и малые изменения в науке
- 20.1. Крупные преобразования — революции
- 20.2. Типология крупных изменений
- 20.3. Непрерывная динамика и прогресс
- 21. Вопросы научного творчества
- 21.1. Методология науки и творчество: контекст открытия
- 21.2. Модели научного поиска
- 21.3. Линейная модель научного поиска. Психологическая
- 21.4. Структурно-системная модель научного поиска
- 21.5. Когнитивный подход
- 21.6. Научное творчество и психологические факторы
- 21.7. Проблема мотивации творчества
- 21.8. Другие факторы, влияющие на творчество
- 22.1. Особенности и тенденции современной науки
- 22.2. Сложность и многогранность профессии современного ученого
- 23. Ответственность ученого. Этика науки
- 23.1 Основной вопрос этики науки
- 23.2. Этика и деонтология
- 23.3. Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности
- 23.4. Научное познание: свобода и контроль
- 23.5. Проблема ответственности
- 23.6. Влияние науки на постановку новых этических проблем
- 24. Научное сообщество как социальная группа
- 24.1. Мертон р. И концепция этоса науки
- 24.2. Образ научного сообщества в современной социологии науки
- 24.3. Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества
- 25. Функционирование науки и факторы общественной жизни
- 25.1. Экономические факторы
- 25.2. Политические факторы
- 25.4. Наука и сфера образования
- 26. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
- 26.1. Социальные функции науки
- 26.2. Проблема легитимации науки
- 26.3. Проблема свободы научных исследований
- 27. Наука и искусство
- 27.1 Различие и сходство
- 27.2. Влияние науки на искусство
- 27.3. Влияние искусства на науку
- 27.4. Идея единого художественно-научного познания
- 28. Наука и религия
- 28.1. Религиозные представления в основаниях науки
- 28.2. Современная наука и религиозная идея
- 28.3. Проблема совместимости науки и религии. Вера и разум
- 29. Наука в общем культурном проекте
- 29.1. Наука как продолжение культурного проекта
- 29.2. Исторические разновидности познавательных проектов
- 29.3. Современный культурный проект
- Часть 1 Курс лекций
- Часть 2 Тематика и содержание семинаров