logo search
Методический комплекс новый

9.1.3. Научные картины мира в новоевропейской науке

О научных картинах мира говорят, как правило, применительно лишь к новоевропейской науке, когда существенно возросла роль науки в куль­туре, произошел прорыв в научном продвижении.

На каждом этапе исторического развития новоевропейской науки ка­кая-либо частная научная область занимала авангардное положение, при­ковывала к себе внимание интеллектуальных кругов и создавала фун­дамент для построения картины мира. Так, после появления ньютоновской теории сформировалась механическая картина мироздания. Согласно ей материя находится в абсолютном пространстве и времени, состоит из кор­пускул, подчиняется основным законам механики (закону инерции, зако­ну всемирного тяготения и др.). В XIX в., не устраняя основных положений механики, формируются и другие научные картины мира. Например, статистически-термодинамическая и электродинамическая. Важную роль играли в XIX в. также эволюционные воззрения, ставшие междис­циплинарным инвариантом многих естественных и гуманитарных наук и вошедшие в общую научную картину XIX в.

Аналогичным образом можно говорить о неклассической картине мира, получившей импульс к своему формированию с начала XX в. Неклассиче­ская картина мира отбросила представления об абсолютном пространстве и времени и об абсолютном наблюдателе, ввела понятие о корпускулярно-волновых свойствах материи, о предельных скоростях распространения взаимодействий, о вероятностных процессах и т.п. Построение квантово-релятивистской картины мира еще не завершено, но уже сейчас в своих основных чертах она существенно опосредует современный, отвергающий допущения классической науки стиль мышления. Ранее говорилось и о не­которых чертах постнеклассической науки, которые, возможно, в будущем тоже будут организованы в более связную картину.

Картина мира, сформировавшаяся под влиянием авангардной науч­ной дисциплины, может оказаться несовместимой в каких-то элементах с представлениями, разрабатываемыми в других науках, или не учиты­вающей их фундаментальные интуиции. Даже наиболее общепринятая и проработанная научная картина мира далека от совершенства.

Сейчас признанным лидером естествознания является физика. Ее техническая и теоретико-математическая мощь являются образцом для естественных наук. Благодаря глубоким разработкам в ее передовых областях (космологии, астрофизике, физике микромира и др.) появилась теоретическая возможность глобального синтеза физических представ­лений. Например, известный космолог С. Хокинг считает, что современ­ная физика явно движется к единой фундаментальной теории природы; разумеется, это не означает конца физики вообще, т.к. подавляющее боль­шинство ученых не останутся при этом без работы, а будут продолжать решать собственные конкретные проблемы.

Что же касается положения дел в других науках, то необходимо признать, что физическая картина мира не учитывает специфики, скажем, биологиче­ских или социальных наук. Между тем влияние таких наук, как биология или информатика, на современные общенаучные представления огромно. На­пример, базисные интуиции, повлиявшие на становление кибернетики и тео­рии систем, в свое время пришли именно из биологии. Но можно ли го­ворить, к примеру, о биологической картине мира? Вопрос о существовании других научных картин мира, отличных от физической, остается спорным. Ясно, что биология и другие науки существенно уступают физике по своей универсальности, способности осмыслить все бытие целиком. Тем не менее, ряд важных идей, формирующих современное научное мировоззрение, нали­чие импульсов, постоянно идущих из этих наук в физику и математику, а так­же первостепенная важность социальных и медико-биологических наук для человека позволяют говорить о существенном вкладе, производимом этими науками в общую современную научную картину мира.

Кроме того, вполне допустимо говорить о частных картинах, создавае­мых этими науками относительно познаваемых ими срезов действительно­сти — биологической, химической, социологической и др. Путем изучения истории частных наук можно реконструировать содержание и трансфор­мации систем представлений, которые составляют философско-онтологический базис той или иной научной дисциплины.