"Пролог" к "да и нет"
Хотя при столь великом множестве слов нечто высказанное даже святыми
кажется не только отличным друг от друга, но и противоположным друг другу,
нельзя необдуманно судить о тех, коими должен быть судим сам мир...
Итак, что удивительного в том, если при отсутствии в нас того самого
духа, при посредстве коего это было записано и высказано, а также внушено
писавшим, нам не хватает их понимания, достигнуть которого нам всего более
препятствует необычайный способ речения и разнообразное значение одних и тех
же слов, поскольку одно и то же слово является высказанным то в одном, то в
другом значении? Ведь как в своих мыслях, так и в словах каждый из них был
весьма плодовит.
Надлежит тщательно обращать внимание на то, чтобы в случае, если
кое-что из высказанного святыми вызовет у нас возражение как противоречивое
или чуждое истине, мы не впадали в ошибку из-за ложно надписанного заглавия
или порчи самого текста. Ибо многие апокрифические, сочинения с целью
придать им авторитет, озаглавлены именами святых; и кое-что даже в самом
тексте божественных заветов является испорченным по вине переписчиков.
Если и в Евангелиях нечто было испорчено в результате невежества
переписчиков, то что же удивительного, если это иногда имело место также и в
сочинениях позднейших отцов, авторитет которых несравненно меньше?
Следовательно, если кое-что в сочинениях святых случайно кажется несогласным
с истиной, то будет благочестивым, соответствующим смирению, а также долгом
любви, которая всему верит, на все надеется, все переносит и с трудом
подозревает о пороках тех, которых любит, верит тому, что это место писания
является неверно переведенным или испорченным, или признаться, что мы его не
понимаем.
Я полагаю, что столь же много внимания должно обращать и на то, не
является ли высказанное в сочинениях святых пересмотренным ими самими в
другом месте и исправленным после познания истины, как это во многих случаях
делал блаженный Августин; или не высказали ли они своего суждения скорее в
соответствии с чужим мнением, нежели со своим собственным, подобно
Екклесиасту, приводящему во многих местах противоречащие суждения различных
лиц.
Блаженный Августин, пересматривая и исправляя многие из своих творений,
заявляет, что он утверждал там многое скорее на основе мнения других, чем в
силу собственного убеждения. Кое-что и в Евангелии кажется высказанным
скорее согласно людскому мнению, нежели согласно истине, как, например,
когда Мать самого Господа называет Иосифа отцом Христа, говоря так согласно
общераспространенному мнению и обычаю: "Я и отец твой, скорбя, отыскивали
тебя".
Если же мы сможем доказать, что одни и те же слова употребляются
различными авторами в различных значениях, то мы легко отыщем решение многих
противоречий.
С помощью всех вышеприведенных способов внимательный читатель найдет
разрешение спорных вопросов в творениях святых. А если случайно противоречие
будет до такой степени явным, что не сможет быть разрешено ни на каком
разумном основании, то следует сопоставить авторитеты и предпочесть тот,
свидетельства коего более сильны, а утверждения более вески.
Итак, когда известно, что даже сами пророки и апостолы не были совсем
чужды ошибок, что же удивительного в том, если в столь многочисленных
писаниях святых отцов иное по вышеуказанной причине кажется произнесенным
или написанным ошибочно? И не следует обвинять святых, как бы уличенных во
лжи, если, думая о чем-либо иначе, чем это есть на самом деле, они
утверждали что-либо не по двоедушию, но по незнанию. Не следует приписывать
злому умыслу или считать за грех все, что говорится для некоего назидания по
причине любви, так как известно, что у Господа все рассматривается в
зависимости от намерения...
Следовательно, одно дело -- лгать, другое -- заблуждаться в речах и
отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла. А если
Бог допускает это, как мы сказали, даже по отношению к святым, то, конечно,
он допускает это также и по отношению к тем, которые не наносят никакого
ущерба вере; и это не бесполезно для тех, кои все делают ко благу.
Уделяя этому большое внимание, сами церковные учители, считавшие, что и
в их сочинениях есть кое-что подлежащее исправлению, дали право своим
последователям исправлять это или не следовать за ними, если им что-либо не
удалось пересмотреть и исправить. Поэтому и вышеупомянутый учитель
Августин... в прологе книги Ш "О Троице"... пишет: "Не пользуйся моими
книгами как каноническими писаниями, но если в последних отыщешь то, чему не
верил, твердо верь. В моих же книгах не запоминай крепко того, что раньше не
считал за достоверное, если только не поймешь, что оно достоверно".
Однако, для того чтобы не исключать этого рода писаний и не лишать
последующих авторов произведений, полезнейших по языку и стилю для
обсуждения и рассмотрения трудных вопросов, от книг позднейших авторов
отделены книги Ветхого и Нового завета, обладающие превосходством
канонического авторитета. Если там что-либо поражает нас как абсурдное,
нельзя говорить: "автор этой книги не придерживался истины", надо признать,
что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь.
В отношении же трудов позднейших авторов, чьи сочинения содержатся в
бесчисленных книгах, если что-либо случайно кажется отступающим от истины,
потому что она понимается не так, как там сказано, читатель или слушатель
имеет свободу суждения, потому что он может или одобрить то, что ему
понравилось, или отвергнуть то, что ему не нравится. Поэтому не следует
упрекать того, кому не понравится или кто не захочет поверить всему, что там
обсуждается или излагается, если только оно не подтверждается определенным
обоснованием или известным каноническим авторитетом в такой степени, чтобы
считалось доказанным, что это безусловно так и есть или могло бы быть таким.
После этих предварительных замечаний, как мы установили, угодно нам
собрать различные высказывания святых отцов, поскольку они придут нам на
память, вызывающие вопросы в силу противоречия, каковое, по-видимому, в них
заключается. Это побудит молодых читателей к наибольшему труду в отыскании
истины и сделает их более острыми в исследовании. Конечно, первым ключом
мудрости является постоянное и частое вопрошание; к широкому пользованию
этим ключом побуждает пытливых учеников проницательнейший из всех философов
Аристотель, говоря при истолковании выражения "ad aliquid" [к чему-либо]:
"Может быть, трудно высказываться с уверенностью о вещах такого рода, если
их не рассматривать часто. Сомневаться же о каждой в отдельности будет не
бесполезно", ибо, сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя,
достигаем истины. Согласно чему и сама истина говорит: "Ищите и отыщете,
стучитесь и откроется вам".
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев