logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 11

О том, что отрицающие Духа суть изменники

Кому горе, кому скорбь, кому смятение и тьма, кому вечное осуждение? Не

изменникам ли, не отрекшимся ли от веры? Где ж доказательство отречения? Не

втом ли, что отринули собственные свои исповедания? Что ж они исповедовали?

или когда это исповедовали? Исповедовали, что веруют в Отца и Сына и Святаго

Духа. Исповедовали, когда, отрекшись диавола и аггелов его, произнесли оное

спасительное слово. Посему какое же приличное наименование найдено для них

чадами света? Не изменниками ли именуются они, как нарушившие завет своего

спасения? Как назову отрекшегося от Бога? как назову отрекшегося от Христа?

Как иначе, как не изменником? Какое же угодно дать наименование отрекшемуся

от Духа? Не то же ли самое, какое даем человеку, который изменил своему

завету с Богом? Посему, когда исповедание веры в Духа предуготовляет нам

ублажение за благочестие, а отречение от Духа подвергает осуждению за

безбожие, то не страшно ли отречься от Него ныне, не огня, не меча, не

креста, не бичей, не колеса, не орудий пытки убоявшись, но обольстившись

одними лжеумствованиями и доводами духоборцев?

Уверяю всякого человека, который исповедует Христа и отрицает Бога, что

ему не воспользует Христос, как и тому, кто призывает Бога, но отвергает

Сына; потому что суетна вера его. Уверяю и того, кто отметает Духа, что вера

в Отца и Сына обратится для него в тщету, и что он не может иметь сей веры,

если не соприсутствует Дух. Ибо неверующий в Духа не верует в Сына; а не

уверовавший в Сына не верует в Отца. Не может бо рещи Господа Иисуса, то-чию

Духом Святым (1 Кор. 12, 3). И: Бога никтоже виде нигдеже: но Единородный

Сын, сый в лоне Отчи, Той нам исповеда (Иоан. 1, 18). Неверующий в Духа не

имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно покланяться Сыну,

как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, кактоль-ко в

Духе сыноположения.