logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Василии великий

(330--379)

Василий Великий родился в г. Кесарии в Каппадокии. С юных лет он

старательно учился в различных школах и вскоре превзошел всех своих

учителей. Ища новых знаний, Василий отправился в Константинополь, а затем --

в Афины. Здесь он подружился с Григорием из г. Назианза, будущим знаменитым

Григорием Богословом, одним из отцов церкви. В Афинах друзья изучали

грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные

науки. Пробыв в Афинах пять лет, Василий отправился в Египет, где

внимательно наблюдал за жизнью христианских монахов-подвижников, а также

изучал богословские труды. Затем Василий посетил Палестину, Сирию и

Месопотамию, где также знакомился с иноческим и мистическим опытом

монашеской жизни.

Вернувшись в Кесарию, Василий был посвящен в сан пресвитера. Вскоре он

ушел в Понтийскую пустыню -- область в Малой Азии, по южному берегу Черного

моря, недалеко от Неокесарии. Здесь он жил в хижине, подражая подвигам тех

великих монахов-подвижников, которых видел во время своего путешествия.

Василий был сторонником крайнего аскетизма, носил власяницу, питался хлебом

и водой, иногда приправляя скудную пищу солью и кореньями. Никогда не ходил

в баню и не зажигал огня. Монашеский подвиг Василия привлек к нему других

иноков, в том числе на некоторое время в пустыне поселился и его друг

Григорий Богослов. Написанные Василием Великим и Григорием Богословом уставы

иноческого общежития до сих пор служат руководством для монашеских обителей

Востока, в том числе и для русского монашества.

В частности, в своих правилах Василий отдает преимущество общежительной

монашеской жизни перед отшельнической, так как, живя вместе с другими, инок

имеет более возможности служить делу христианской любви. Василий

устанавливает для иноков обязанность беспрекословного послушания настоятелю

монастыря, предписывает быть гостеприимными по отношению к странникам, хотя

и запрещает подавать особые кушанья. Пост, молитва и постоянный труд -- вот

чем должны заниматься иноки, по правилам Василия, причем, однако, они не

должны забывать и о нуждах окружающих их несчастных и больных, нуждающихся в

уходе.

Через некоторое время, по просьбе христиан г. Кесарии, Василий вернулся

на родину. В 370 г. он стал архиепископом этого города. Находясь на

епископской кафедре, Василий Великий разработал свой вариант литургии --

главного христианского богослужения, на котором совершается таинство

евхаристии (причащения). Литургия Василия Великого до сих пор является одной

из главных в православной церкви.

После смерти Василий Великий был прославлен как "светило и око

вселенной", "учитель догматов", "палата учености", "вождь жизни", "слава и

красота Церкви". Где в настоящее время находятся мощи святого Василия

неизвестно. На Афоне, в лавре Св. Афанасия, показывают только его главу.

Тело же его, по свидетельству западных писателей, во время крестовых походов

было взято из Кесарии и перенесено крестоносцами на Запад -- во Фландрию.

Василий Великий был плодовитым писателем, многие его сочинения

сохранились. В его сочинении "Девять бесед на шестоднев" содержатся основы

христианской космологии. Василий Великий доказывал преимущество духовной

мудрости над светской, т.е. христианской веры над античной философией,

предложил метод согласования "натуральной правды" со Священным Писанием.

Василий Великий выступал против обмирщения церкви и поощрял монашество

в его аскетической форме. Он писал, что пока человек развлечен земными

заботами, то не может познать истину, ибо единственное средство избавиться

от забот и устремиться на путь познания -- это отречение от мира. Василий

учил, что человек должен и может обойтись без дома, без родины, без имений и

поместий, без собственности, без знания человеческих наук. Только так он

может быть готов к восприятию в своем сердце Бога.

t

О СВЯТОМ ДУХЕ к святому амфилохию, епископу Иконийскому

ГЛАВЫ 1--11.

Публикуется по: Василий Великий. Творения. М., 1846. Ч. 3. С. 231--271.