Василии великий
(330--379)
Василий Великий родился в г. Кесарии в Каппадокии. С юных лет он
старательно учился в различных школах и вскоре превзошел всех своих
учителей. Ища новых знаний, Василий отправился в Константинополь, а затем --
в Афины. Здесь он подружился с Григорием из г. Назианза, будущим знаменитым
Григорием Богословом, одним из отцов церкви. В Афинах друзья изучали
грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные
науки. Пробыв в Афинах пять лет, Василий отправился в Египет, где
внимательно наблюдал за жизнью христианских монахов-подвижников, а также
изучал богословские труды. Затем Василий посетил Палестину, Сирию и
Месопотамию, где также знакомился с иноческим и мистическим опытом
монашеской жизни.
Вернувшись в Кесарию, Василий был посвящен в сан пресвитера. Вскоре он
ушел в Понтийскую пустыню -- область в Малой Азии, по южному берегу Черного
моря, недалеко от Неокесарии. Здесь он жил в хижине, подражая подвигам тех
великих монахов-подвижников, которых видел во время своего путешествия.
Василий был сторонником крайнего аскетизма, носил власяницу, питался хлебом
и водой, иногда приправляя скудную пищу солью и кореньями. Никогда не ходил
в баню и не зажигал огня. Монашеский подвиг Василия привлек к нему других
иноков, в том числе на некоторое время в пустыне поселился и его друг
Григорий Богослов. Написанные Василием Великим и Григорием Богословом уставы
иноческого общежития до сих пор служат руководством для монашеских обителей
Востока, в том числе и для русского монашества.
В частности, в своих правилах Василий отдает преимущество общежительной
монашеской жизни перед отшельнической, так как, живя вместе с другими, инок
имеет более возможности служить делу христианской любви. Василий
устанавливает для иноков обязанность беспрекословного послушания настоятелю
монастыря, предписывает быть гостеприимными по отношению к странникам, хотя
и запрещает подавать особые кушанья. Пост, молитва и постоянный труд -- вот
чем должны заниматься иноки, по правилам Василия, причем, однако, они не
должны забывать и о нуждах окружающих их несчастных и больных, нуждающихся в
уходе.
Через некоторое время, по просьбе христиан г. Кесарии, Василий вернулся
на родину. В 370 г. он стал архиепископом этого города. Находясь на
епископской кафедре, Василий Великий разработал свой вариант литургии --
главного христианского богослужения, на котором совершается таинство
евхаристии (причащения). Литургия Василия Великого до сих пор является одной
из главных в православной церкви.
После смерти Василий Великий был прославлен как "светило и око
вселенной", "учитель догматов", "палата учености", "вождь жизни", "слава и
красота Церкви". Где в настоящее время находятся мощи святого Василия
неизвестно. На Афоне, в лавре Св. Афанасия, показывают только его главу.
Тело же его, по свидетельству западных писателей, во время крестовых походов
было взято из Кесарии и перенесено крестоносцами на Запад -- во Фландрию.
Василий Великий был плодовитым писателем, многие его сочинения
сохранились. В его сочинении "Девять бесед на шестоднев" содержатся основы
христианской космологии. Василий Великий доказывал преимущество духовной
мудрости над светской, т.е. христианской веры над античной философией,
предложил метод согласования "натуральной правды" со Священным Писанием.
Василий Великий выступал против обмирщения церкви и поощрял монашество
в его аскетической форме. Он писал, что пока человек развлечен земными
заботами, то не может познать истину, ибо единственное средство избавиться
от забот и устремиться на путь познания -- это отречение от мира. Василий
учил, что человек должен и может обойтись без дома, без родины, без имений и
поместий, без собственности, без знания человеческих наук. Только так он
может быть готов к восприятию в своем сердце Бога.
t
О СВЯТОМ ДУХЕ к святому амфилохию, епископу Иконийскому
ГЛАВЫ 1--11.
Публикуется по: Василий Великий. Творения. М., 1846. Ч. 3. С. 231--271.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев