logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Никео-цареградский символ веры

Публикуется по: Деяния Вселенский Соборов. Казань, 1887. Т. 1. Изд.

2-е. С. 111-112.

Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего

видимаго и невидимаго.

И в единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго,

рожден-наго от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истиннаго от

Бога ис-тиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, Отцу единосущнаго, чрез

котораго все произошло;

Для нас человеков и для нашего спасения сшедшаго с небес, и

воплотившагося от Духа Святаго и Марии Девы, и вочеловечившагося;

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшаго, и погребеннаго;

И воскресшаго в третий день, по писаниям;

И восшедшаго на небеса, и сидящаго одесную Отца;

И опять имеющаго придти со славою -- судить живых и мертвых, --

котораго царству не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, исходящаго от Отца, вместе со

Отцем и Сыном покланяемаго и славимаго, изрекавшаго чрез пророков.

Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Исповедуем одно крещение в отпущение грехов.

Ожидаем воскресения мертвых.

И жизни будущаго века. Аминь.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (НАЗИАНЗИН) (330--390)

Григорий был родом из г. Назианза, почему и получил одно из своих

прозваний -- Назианзин. В юности он учился в школах сначала в Кесарии

Каппа-докийской, а затем в Кесарии Палестинской, где находилась знаменитая

христианская школа, основанная Оригеном. Затем Григорий продолжал

богословское и философское обучение в Александрии и Афинах. Позднее за свою

ученость Григорий был прозван Богословом. В Афинах Григорий подружился с

Василием из Кесарии, ставшим позднее одним из выдающихся отцов церкви и

вошедшим в историю под именем Василия Великого.

Вскоре, после того как Василий Великий основал в Понте (на севере Малой

Азии) монастырь, Григорий пришел к своему другу. Вместе они писали для

иноков монастыря уставы постнической жизни и подражали друг другу, ибо

каждый из них видел в друге образец добродетели. Вернувшись по просьбе отца,

который был епископом Назианзским, в Назианз, Григорий принял действенное

участие в полемике с арианами. Вскоре, по просьбе Василия Великого, Григорий

принял сан епископа и занял кафедру в г. Сасиме.

В 379 г. исполняя просьбу своего уже умершего друга Василия Великого,

Григорий отправился в Константинополь для опровержения распространившихся

ересей. Как свидетельствуют древние источники, Григорий, вооружившись словом

Божиим, побеждал еретиков в спорах, опровергая их догматические заблуждения.

Его проповеди слушали многие христиане, поэтому вскоре число еретиков в

Константинополе значительно уменьшилось.

В 381 г. Григорий на некоторое время занял константинопольский

патриарший престол, но через некоторое время оставил его и удалился в

Каппадокию в село Арианз. Здесь он прожил до смерти, создав за этот период

несколько сочинений.

Григорий был похоронен в г. Нази-анзе. В первой половине V в. в честь

него в Константинополе был построен храм и перенесены его мощи. В 950 г.

мощи святого Григория были разделены: одна часть их положена была в храме

Апостолов, другая -- в храме св. Анастасии. Есть его мощи ныне и в Риме в

соборе Св. Петра.

Григорий Богослов был талантливым писателем и поэтом. До нынешних дней

сохранилось 45 речей, в том числе "Пять слов о богословии", в которых

святитель защищал решения Никейс-кого собора от ариан. Кроме того, известны

его 243 письма и 507 поэм, в том числе автобиографические поэмы "О моей

жизни", "О моей судьбе", "О страданиях моей души", а также гимны, вошедшие в

обиход православного пения.