logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XXII

О советниках государей

Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они

будут, хороши или плохи, -- зависит от благоразумия государей. Об уме

правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если

это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его

мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность.

Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую

оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников. Из тех, кто знал

мессера Антонио да Венафро, помощника Пандольфо Петруччо, правителя Сиены,

никто не усомнился бы в достоинствах и самого Пандольфо, выбравшего себе

такого помощника.

Ибо умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять

то, что постиг первый; третий --сам ничего не постигает и постигнутого

другим понять не может. Первый ум -- выдающийся, второй -- значительный,

третий -- негодный. Из сказанного неопровержимо следует, что ум Пандольфо

был если не первого, то второго рода. Ибо когда человек способен распознать

добро и зло в делах и в речах людей, то, не будучи сам особо

изобретательным, он сумеет отличить дурное от доброго в советах своих

помощников и за доброе вознаградит, а за дурное -- взыщет; да и помощники

его не понадеются обмануть государя и будут добросовестно ему служить.

Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он

больше заботится о себе, чем о государе, и о всяком деле ищет своей выгоды,

он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него

положиться. Ибо министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о

себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до

государя. Но и государь со своей стороны должен стараться удержать

преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его

состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним

обязанности и почести, чтобы тот видел, что государь не может без него

обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых

богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся

переворотов. Когда государь и его министр обоюдно ведут себя таким образом,

они могут быть друг в друге уверены, когда же они ведут себя иначе, это

плохо кончается либо для одного, либо для другого.