Философия эпохи возрождения франческо петрарка
(1304--1374)
Великий европейский поэт Фран-ческо Петрарка родился в семье небогатых
жителей Флоренции, ко времени рождения сына изгнанных из родного города и
живших в небольшом местечке Арео. Уже в детстве он вместе с родителями
сменил немало разных мест проживания. И это стало своего рода символом всей
его судьбы -- в течение жизни он много путешествовал, проживал в разных
городах Италии, Франции, Германии. Везде он находил почет и уважение
многочисленных поклонников и почитателей его поэтического таланта.
Всемирно известной стала многолетняя история любви Петрарки к Лауре,
выраженная поэтом в прекрасном цикле канцон и сонетов, опубликованных под
названием "Книга песен". Эта книга, а также другие поэтические произведения
Петрарки произвели на современников столь большое впечатление, что еще при
жизни он признавался одним из величайших поэтов и был увенчан лавровым
венком.
Однако Петрарка не только поэт, но и своеобразный и интереснейший
мыслитель, философ. Именно он первым в Европе сформулировал идеи гуманизма,
начал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов
античности. Недаром уже в начале XV в. писали: "Франческо Петрарка был
первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет
изящество древнего стиля, утраченного и забытого".
Всю жизнь Петрарку сопровождал некий внутренний конфликт. Воспевая в
своем поэтическом творчестве радости земного бытия, Петрарка пытался
совместить эту свою направленность с собственными глубокими религиозными
чувствами. Эту проблему Петрарка решал своеобразно -- он стремился доказать
необходимость изменения официального католического вероучения. Будучи
искренне верующим христианином, Петрарка не принимал распространенного
схоластического понимания сущности Бога и, прежде всего, установившегося
господства рационализированного христианства. Поэтому он призывал не
распылять свои силы в бесплодных логических умствованиях, а вновь открыть
истинное обаяние всего комплекса гуманитарных дисциплин. Истинная мудрость,
по его мнению, заключается в знании метода достижения этой мудрости.
Следовательно, необходимо возвратиться к познанию собственной души. Петрарка
писал: "Мне не причиняют беспокойство преграда из книг и восхищение земными
вещами, поскольку у языческих философов я научился тому, что ничто не
достойно восхищения, за исключением только души, против которой все кажется
незначительным".
Именно с Петрарки начинается первая гуманистическая критика Аристотеля.
К самому Аристотелю Петрарка относится с большим уважением, однако
использование философами-схоластами аристотелевского стиля мышления,
принципов аристотелевской логики для доказательства истин веры его
совершенно не устраивают. Петрарка настаивает на том, что чисто логические
способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию.
Сам Петрарка отдавал предпочтение философии Платона и основывающихся на
нем сочинениям отцов церкви. Он утверждал, что, если Платон и не достиг
истины, то был близок к ней более, чем другие. Признавая "философское
первенство" Платона, он риторически спрашивал: "И кто станет отрицать такое
первенство, исключая разве шумную толпу глупых схоластов?"
И вообще Петрарка призывает к самому активному изучению философского
наследия античности, к возрождению идеалов античности, к возрождению того,
что позднее получило название "античного духа". Ведь его, как и многих
древних мыслителей, интересовали прежде всего внутренние, морально-этические
проблемы человека.
Франческо Петрарка не создал какого-то законченного философского
учения. Более того, он постоянно подчеркивал свое собственное незнание
философской проблематики. Но его роль в истории западноевропейской философии
заключается в том, что он как бы обозначил главные пути развития философской
и общественно-политической мысли своего времени, призвал современников
обратить пристальное внимание на проблемы человеческой личности. Он указал и
средство, с помощью которого эти проблемы можно осветить -- возрождение
античной философии.
Вниманию читателей представляется фрагмент из трактата "Моя тайна, или
Книга бесед о презрении к миру" -- замечательного литературно-философского
произведения, лежащего у истоков европейского Возрождения. Трактат написан в
1342--1343 гг. и отредактирован автором в 1353--1358 гг. Книга построена в
форме диалога, который ведут в присутствии молчаливой истины Франциск
(Петрарка) и Аврелий Августин.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев