logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее

Теперь остается разобрать (вопрос) о совокупности вещей, существующих

через иное, каким образом они существуют через высшую субстанцию: потому ли,

что она создала все, или потому, что была материей всего. Ведь не стоит

труда выяснить, не потому ли все через нее, что она, при другом действующем

или другой материи, только каким-то образом способствовала тому, чтобы

существовали все вещи, потому что если все существующее существует через нее

во-вторых и не главным образом, то это противоречит тому, что уже выше стало

ясно.

Итак, сначала, я думаю, нужно выяснить, (состоит) ли совокупность

вещей, существующих через иное, из какой-нибудь материи. Я отнюдь не

сомневаюсь, что вся эта громада мира со своими частями, оформленная так, как

мы ее видим, состоит из земли, и воды, и воздуха, и огня, каковые четыре

элемента можно как-то помыслить без форм, которые мы видим в оформленных

вещах, так что их бесформенная и даже смешанная природа, кажется, есть

материя всех тел, различных по их формам в этом, повторяю, не сомневаюсь, но

спрашиваю: откуда сама эта материя, о которой я (только что) сказал, материя

мировой массы? Ведь если у этой материи есть (еще) какая-то материя, то,

вернее будет сказать, что она-то и есть материя совокупности тел. Итак, если

совокупность вещей видимых или невидимых (сделана) из какой-то материи, то,

конечно, не только не может быть, но и сказать нельзя, что она из другой

какой материи, чем или из высшей природы, или из себя самой, или из какой-то

третьей сущности, которой, конечно, нет. Ведь вообще нельзя хотя бы даже

только представить себе, что существует что-либо, кроме этого высшего (в

отношении) всего, которое существует через себя, и совокупности того, что

существует не через себя, а через это высшее. Потому то, что ни в каком

смысле не есть нечто, не есть материя никакой вещи. Но из своей

(собственной) природы совокупность вещей, существующая не через себя, не

может быть; потому что в таком случае она была бы в некотором смысле через

себя и через другое, чем то, через что существует все, и таким образом то,

через что существует все, не было бы одно, что вполне ложно. Опять-таки,

все, что состоит из материи, существует из иного и позже него (иного) по

времени. Тогда, поскольку ничто не является иным по отношению к себе самому

и не позже себя самого по времени, следует, что ничто не существует

материально из себя самого.

А если из материи высшей природы может быть нечто меньшее ее, (значит),

высшее благо может меняться и портиться, что невозможно. Потому, так как

все, отличное от нее, меньше нее, невозможно, чтобы таким образом было из

нее нечто другое. Далее. Несомненно, что нисколько не благо то, через что

изменяется или повреждается высшее благо, Если же каким-то образом из

материи высшего блага возникает меньшая природа, то, поскольку ничего не

возникает ниоткуда иначе как через высшую сущность, (значит), высшее благо

изменяется и повреждается через нее. Тогда высшая сущность, т.е. само высшее

благо, нисколько не благо, что противоречиво. Значит, никакая меньшая

природа не возникает материально из высшей природы. Итак, поскольку

установлено, что сущность существующего через иное не состоит из высшей

сущности как из материи, (а также не состоит) ни из себя, ни из иного,

очевидно, что она (не состоит) ни из какой материи.

Потому, поскольку все существующее существует через высшую сущность и

через нее не может существовать ничто другое иначе как при ее действии или

при ее наличии в качестве материи, с необходимостью следует, что кроме нее

ничего не существует, если только она не создаст. И поскольку не было и нет

ничего, кроме нее и созданного ею, она не могла вовсе ничего создать через

иное приспособление или орудие, кроме как через себя саму. А все, что она

создала, она, без сомнения, или создала из чего-то как из материи, или из

ничего. Вследствие этого достовернейшего ясно, что сущность всего

существующего, кроме самой высшей сущности, создана тою же высшей сущностью

и не (состоит) ни из какой материи: без сомнения, нет ничего яснее, чем то,

что эта высшая сущность такую массу вещей столь значительное множество,

столь прекрасно оформленное, столь ладным образом разнообразное, --

произвела одна, из ничего, через себя саму.