Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
Теперь остается разобрать (вопрос) о совокупности вещей, существующих
через иное, каким образом они существуют через высшую субстанцию: потому ли,
что она создала все, или потому, что была материей всего. Ведь не стоит
труда выяснить, не потому ли все через нее, что она, при другом действующем
или другой материи, только каким-то образом способствовала тому, чтобы
существовали все вещи, потому что если все существующее существует через нее
во-вторых и не главным образом, то это противоречит тому, что уже выше стало
ясно.
Итак, сначала, я думаю, нужно выяснить, (состоит) ли совокупность
вещей, существующих через иное, из какой-нибудь материи. Я отнюдь не
сомневаюсь, что вся эта громада мира со своими частями, оформленная так, как
мы ее видим, состоит из земли, и воды, и воздуха, и огня, каковые четыре
элемента можно как-то помыслить без форм, которые мы видим в оформленных
вещах, так что их бесформенная и даже смешанная природа, кажется, есть
материя всех тел, различных по их формам в этом, повторяю, не сомневаюсь, но
спрашиваю: откуда сама эта материя, о которой я (только что) сказал, материя
мировой массы? Ведь если у этой материи есть (еще) какая-то материя, то,
вернее будет сказать, что она-то и есть материя совокупности тел. Итак, если
совокупность вещей видимых или невидимых (сделана) из какой-то материи, то,
конечно, не только не может быть, но и сказать нельзя, что она из другой
какой материи, чем или из высшей природы, или из себя самой, или из какой-то
третьей сущности, которой, конечно, нет. Ведь вообще нельзя хотя бы даже
только представить себе, что существует что-либо, кроме этого высшего (в
отношении) всего, которое существует через себя, и совокупности того, что
существует не через себя, а через это высшее. Потому то, что ни в каком
смысле не есть нечто, не есть материя никакой вещи. Но из своей
(собственной) природы совокупность вещей, существующая не через себя, не
может быть; потому что в таком случае она была бы в некотором смысле через
себя и через другое, чем то, через что существует все, и таким образом то,
через что существует все, не было бы одно, что вполне ложно. Опять-таки,
все, что состоит из материи, существует из иного и позже него (иного) по
времени. Тогда, поскольку ничто не является иным по отношению к себе самому
и не позже себя самого по времени, следует, что ничто не существует
материально из себя самого.
А если из материи высшей природы может быть нечто меньшее ее, (значит),
высшее благо может меняться и портиться, что невозможно. Потому, так как
все, отличное от нее, меньше нее, невозможно, чтобы таким образом было из
нее нечто другое. Далее. Несомненно, что нисколько не благо то, через что
изменяется или повреждается высшее благо, Если же каким-то образом из
материи высшего блага возникает меньшая природа, то, поскольку ничего не
возникает ниоткуда иначе как через высшую сущность, (значит), высшее благо
изменяется и повреждается через нее. Тогда высшая сущность, т.е. само высшее
благо, нисколько не благо, что противоречиво. Значит, никакая меньшая
природа не возникает материально из высшей природы. Итак, поскольку
установлено, что сущность существующего через иное не состоит из высшей
сущности как из материи, (а также не состоит) ни из себя, ни из иного,
очевидно, что она (не состоит) ни из какой материи.
Потому, поскольку все существующее существует через высшую сущность и
через нее не может существовать ничто другое иначе как при ее действии или
при ее наличии в качестве материи, с необходимостью следует, что кроме нее
ничего не существует, если только она не создаст. И поскольку не было и нет
ничего, кроме нее и созданного ею, она не могла вовсе ничего создать через
иное приспособление или орудие, кроме как через себя саму. А все, что она
создала, она, без сомнения, или создала из чего-то как из материи, или из
ничего. Вследствие этого достовернейшего ясно, что сущность всего
существующего, кроме самой высшей сущности, создана тою же высшей сущностью
и не (состоит) ни из какой материи: без сомнения, нет ничего яснее, чем то,
что эта высшая сущность такую массу вещей столь значительное множество,
столь прекрасно оформленное, столь ладным образом разнообразное, --
произвела одна, из ничего, через себя саму.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев