logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава XIX

Как волокно любить Бога

Мы же, дорогие друзья, не только должны любить Бога без меры (как в

нашем изображении повелела Диотима Сократу), но будем любить лишь Его

одного. Разум так же относится к Богу, как глаза наши к солнцу. Глаз же не

только всех более любит свет, но только свет один и любит. Если мы возлюбим

тела, души, ангелов, то не их самих, но Бога в них будем любить. В телах --

тень Бога, в душах -- подобие Бога, в ангелах -- образ Его. Так в настоящем

мы будем любить Бога во всем, чтобы в конце концов все полюбить в Боге. Ибо

живя так, мы достигнем того, что узрим и Бога, и все в Боге, и возлюбим и

Его самого и все то, что в Нем. И всякий, кто во времени сем посвятит себя

любовью своей Богу, обретет наконец в Боге себя. Ибо вернется к своей идее,

благодаря которой он был сотворен. И там, если чего будет ему недоставать,

он будет исправлен и навечно воссоединится со своей идеей. Истинный же

человек и идея человека тождественны. Так что кто из нас на земле отошел от

Бога, тот не истинный человек, ибо он отделился от своей идеи и формы. А к

ней ведут нас Божественная любовь и благочестие. И так как здесь мы

рассеянны и увечны, то, воссоединившись в любви с нашей идеей, мы станем

цельными людьми, так что окажется, что сперва мы станем почитать Бога в

вещах, чтобы затем возлюбить вещи в Боге, и почитать вещи в Боге, чтобы

обрести в нем прежде всех других вещей нас самих, так что окажется, что,

любя Бога, мы возлюбим самих себя.