logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 4

О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго

А мы признаемся, что и слово истины не редко употребляет сии речения;

впрочем утверждаем, что свобода Духа ни мало не порабощается ограниченности

внешних, но, соображаясь с каждым новым случаем, изменяет выражения

соответственно потребности.

Ибо речение: из него, не означает непременно вещества, как думают

внешние; напротив того Писанию обычнее употреблять сие речение о высочайшей

Причине; как в следующем месте: един Бог, из Негоже вся. И еще: вся же от

Бога (Кор. 11, 12). Однако же слово истины употребляет сие речение нередко и

о веществе, например, когда говорит: сотвори ковчег от древ, негнию-щих

(Быт. 6, 14). И: да сотвориши светильник от злата чиста (Исх. 25, 31). И:

первый человек от земли перстен{\ Кор. 15, 17). И: от брения сотворен ecu

ты, якоже и аз (Иов. 23, 6).

Но еретики, как заметили мы, чтобы показать разность естества, хотя

повод к различению заимствовали у внешних, однако же, не во всем с точностью

им раболепствуя, узаконили, что речение сие прилично одному Отцу;

напро-тивтого Сыну, но законоположению внешних, присвоили наименование

орудия, и Духу -- места (ибо говорят: в Духе, и также говорят: Сыном). Богу

же усвоили речение: из Него, последуя в этом не чуждым, но перейдя, как сами

говорят, к апостольскому словоупотреблению; потому что сказано: из Негоже вы

есте о Христе Иисусе (1 Кор. 1, 30). И: вся же от Бога.

Посему какое заключение выводится из сего тонкого различения? То, что

иное естество причины, иное -- орудия, и иное -- места; следовательно Сын по

естеству чужд Отцу, как и орудие чуждо художнику; чужд и Дух, поскольку

время или место отдельны от естества орудий или от естества действующих

орудиями.